Д е е п р и ч а с т н ы й о б о р о т. Пунктуация при деепричастном обороте (Урок – практикум в 7 классе) Электронный ресурс подготовлен учителем русского языка и литературы Ермаковой С.В.
Cлайд 2
Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме» Замените деепричастием сначала первый глагол, потом второй. Запишите предложения с расстановкой знаков препинания. 1)Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
Cлайд 3
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объясните знаки препинания; по вопросам определите вид деепричастия. 1)Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2)Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3)Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4)Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Cлайд 4
Обобщение материала Какова роль деепричастия в речи? Для какого типа речи характерно употребление деепричастий? Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? Каковы признаки глагола у деепричастия? Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? Какой еще признак наречия имеет деепричастие?
Cлайд 5
Проверочная работа I.Найдите предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное к основному действие. 1.Космонавт слушает и улыбается. 2.Приземлившись, он радостно смотрелся вокруг. 3.Приземлившиеся парашютисты окружили товарища. 4.Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Cлайд 6
II.Найдите предложения, в которых есть деепричастие. 1.Мама сидела, откинувшись в кресле. 2.Я открыл окно и залюбовался видом. 3.Брат склонил голову и писал что-то. 4.Разложив игры, дети сели в кружок. 5.Уставшая, она не хотела идти дальше.
Cлайд 7
III.Найдите предложения с деепричастным оборотом. 1.Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку. 2.Из дома вышел человек и направился к машине. 3.Выйдя из дома, человек направился к машине. 4.Человек, вышедший из дома, направился к машине. 5.Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
Cлайд 8
Контрольный листок I. 2. II. 1, 4. III. 1, 3.
Cлайд 9
Выработка умения различать причастие и деепричастие Сопоставительный анализ предложений: Стремясь выполнить задание к сроку, строители работали без устали. Строители, стремившиеся выполнить задание к сроку, работали без устали.
Cлайд 10
Объяснительный диктант. (Определите границы причастных и деепричастных оборотов) 1). Вот темный лист свалился, чуть шурша…2).Часы, шипя, двенадцать раз пробили… 3).Роняя снег, проходят тучи. 4). По ночам холодный ветер дул с гор, присыпанных снегом. 5). В небе, раскинув розовые крылья, парила одинокая чайка. 6).Он вылез из машины и, хлопнув дверью, направился к дому. 7). Они шли по тропинке, извивающейся между кустами орешника.
Cлайд 11
Дом. задание: повторить пар.27, Упр.168.
Cлайд 12
Список использованной литературы: 1. Голуб И.Б. Русский язык. 7 класс. Сборник проверочных заданий/ И.Б.Голуб, М.В.Недзельский. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учрждений. – 6-е изд. – М. Просвещение. 2009. – 227 с.