Амиленова Даметкен Айтмагамбетовна учитель русского языка и литературы средней школы №24 г. Павлодара, Республика Казахстан
Cлайд 2
Цель - обобщить знания о постановке тире в простых и сложных предложениях. Тире в простом и сложном предложении.
Cлайд 3
Из истории тире Тире (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный». Из Википедии
Cлайд 4
1этап нашего занятия. Цель этого этапа – повторить все случаи постановки тире в простом предложении.
Cлайд 5
1.Тире между подлежащим и сказуемым. Задание : найдите грамматическую основу в предложениях. Укажите, чем выражены главные члены. Затем сформулируйте правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Cлайд 6
Жизнь –нескончаемый экзамен. Дважды два –четыре. Учиться –всегда пригодится. Его цель- сделаться героем романа. Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни. Но! «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина… Бедность не порок. Ее глаза как два тумана, как два прыжка из темноты…
Cлайд 7
http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172 Проверь себя
Cлайд 8
2. Тире в предложениях с однородными членами. Задание аналогично первому. А) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноград-никах и на деревьях – повсюду заливались цикады. Б) Вся мебель: диваны, столы и стулья –была сделана из красного дерева
Cлайд 9
Проверь себя В предложениях с обобщающими словами ставится тире, если обобщающее слово стоит после однородных членов; 3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается. Грамота .РУ
Cлайд 10
3. Тире в неполном предло-жении: пропуск членов предложения может обозначаться с помощью тире. Направо и налево были овраги, заросшие лесом, впереди – широкая лощина
Cлайд 11
4. В ваших учебниках при изучении темы «Приложение» вы заметили, что употребляется слово дефис, но мы заменим его словом тире, так как речь идет о членах предложения (приложение – это особый вид определения, выраженный именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже). Рассмотрим, в каких случаях ставится тире при приложениях.
Cлайд 12
1.если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится тире. Бабочки-капустницы порхали над клумбами. 2. Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку .
Cлайд 13
5.Тире при вводных предложениях. Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к сказанному, выделяются скобками или, реже, тире Голубеющая дымка – ее зовут в народе «мга» - затягивала плесы на Оке и отдаленные леса
Cлайд 14
Прочитайте внимательно ваши записи в тетрадях, затем выполните тест
Cлайд 15
В каком примере недостаёт второго тире? 1) Охотиться волку на крупных животных — на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов нельзя без напарников. 2) «Чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять», — считал А.П.Чехов. 3) Всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормой — всё говорило о любви, о блаженной любви! 4) На востоке страна граничит с Испанией, на юге с Францией. 2. Укажите правильное утверждение о постановке тире в данном ниже предложении. Савва Мамонтов звал художника Коровина «весёлым корабельщиком», Нестеров — «юным богом». 1) В первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части. 2) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода. 3) Ставится тире в неполном предложении. 4) Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой. 1.1 2.3
Cлайд 16
3. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: Под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско — одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках. 1) Тире между подлежащим и сказуемым. 2) После обобщающего слова следуют однородные члены. 3) Выделяется обособленное приложение. 4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения. 4. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин… 1) Тире между подлежащим и сказуемым. 2) После обобщающего слова следуют однородные члены. 3) Выделяется обособленное приложение. 4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения. 3.3 4.1
Cлайд 17
5. В каком варианте не ставится тире (знаки препинания не расставлены)? 1.Кровь людская не водица. 2. Самое плохое в обучении это привычка к полузнанию. 3. Кочки покрывались ярким мхом низинки изумрудной травой. 4.Стоять на страже законов охраняющих природу Родины почетный долг каждого из нас. 6.Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: Зеленая долина, горы в белых шапках - все было залито солнцем. 1) Тире между подлежащим и сказуемым. 2) После однородных членов следует обобщающее слово 3) Выделяется обособленное приложение. 4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения. 5.1 6.2
Cлайд 18
2 этап нашего занятия. Цель –повторить употребление тире в предложениях с прямой речью и диалоге
Cлайд 19
Б) «П, — а, — п». «П, — а. — П». «П? — а. — П». «П! — а. — П». «П.. . — а. - П» По какому признаку сгруппированы данные схемы? 1.Рассмотрите схемы постановки знаков препинания при прямой речи и сформулируйте правило. А) «П», — а. «П?» —а. «П!» — а.
Cлайд 20
Исправьте ошибки в предложениях с прямой речью. «Видишь ты искры» спросила меня старуха. «Веди ты нас!» сказали они. Все можно перенести, - сказал он скромно. Вы сами поступили бы также.» «Сам дойду –ответил боец – Вам носилки пригодятся.»
Cлайд 21
Оформите диалог из сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Добрый вечер сказал на всякий случай Маленький принц. Добрый вечер, ответила змея. На какую это планету я попал? На Землю, сказала змея. В Африку. Вот как. А разве на Земле нет людей? Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.
Cлайд 22
Проверь себя: -Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц. - Добрый вечер, - ответила змея. - На какую это планету я попал? - На Землю, - сказала змея. - В Африку. - Вот как. А разве на Земле нет людей? Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.
Cлайд 23
3 этап нашего занятия. Цель – повторить правила постановки тире в бессоюзных сложных предложениях (БСП)
Cлайд 24
Cлайд 25
Cлайд 26
Определите смысловые отношения между частями БСП 1.Работы много – отдыха не жди. 2. Хочешь быть счастливым – силы не жалей. 3.Расчищали сугробы – их наметало снова. 4.Красоту только тронь небрежной рукой - она исчезнет навеки. 5.Ты запела песню светлую – колокольчики звенят.
Cлайд 27
Найдите правильное объяснение постановки тире в предложениях. 1.Метелит – запахнись потуже. 2. В те дни покупали гвоздики –символ революции. 3.Дело художника – рождать радость. 4. «Откуда эти искры?» -спросил я у старухи 5.Аллея, тишина, яркие краски зелени –все живописно… 6.В окне –мороза серебро. 7.Улыбнулась ты – расцвели цветы. 8.С утра сидит на озере любитель-рыболов. Между подлежащим и сказуемым. После однородных членов перед обобщающим словом Выделяет обособленное приложение В БСП . Отделяет прямую речь от слов автора. 6. В неполном предложении 1.4 2.3 3.1 4.5 5.2 6. 6 7. 4, 8.3
Cлайд 28
Литература: 1.Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».Москва, «Просвещение»,1982 2.Горшкова В.Н. «Синтаксис и пунктуация». Москва, Просвещение»,1975. Интернет-ресурсы http://ru.wikipedia.org http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172
Cлайд 29
Использованные иллюстрации: 1.Вопросы 2.Люди, лекции. Образование 3. Дети, каникулы из коллекции Microsoft
Cлайд 30
Примечания: 1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в нижнем правом углу 2. Для открытия гиперссылки, надо навести курсор на ссылку, нажать на правую кнопку мышки и щелкнуть по указателю «Открыть гиперссылку»