Почему мы так говорим? Происхождение и толкование фразеологизмов.
Cлайд 2
«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа - фразеология одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка» Н.М. Шанский
Cлайд 3
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
Cлайд 4
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ имеющие структуру предложения имеющие структуру словосочетания бабушка надвое сказала подчинительные сочинительные ни рыба ни мясо без сучка без задоринки именные эзопов язык белые мухи тугой на ухо глагольные заваривать кашу
Cлайд 5
Различие фразеологизмов по степени спаянности слов фразеологические сращения фразеологические единства фразеологические сочетания
Cлайд 6
Фразеологические сращения абсолютно неделимы 2) наличие грамматических архаизмов спустя рукава в суе печешися 3) отсутствие какой-либо синтаксической связи чем свет из рук вон
Cлайд 7
Фразеологические единства -целостное значение мотивировано значением составляющих слов 1) могут иметь и прямое значение держать камень за пазухой сматывать удочки 2) части их могут отделяться отдельными словами первый блин комом первый блин у нее комом
Cлайд 8
Фразеологические сочетания имеют слова как со свободным, так и со связанным значением 1) связанное скоропостижная смерть, расквасить нос 2) свободное внезапная смерть, разбить нос
Cлайд 9
Источники происхождения фразеологизмов Мифы народов мира Библия Профессиональная деятельность человека Реальные исторические события Обычаи, традиции русского народа Литературные произведения
Cлайд 10
Составители словарей фразеологизмов. Золотаревич Т.А. Данилова Л.И. Карипова И. В.
Cлайд 11
Бить баклуши - заниматься чем-то пустяковым, бездельничать Когда Каштанка совсем уже свыклась с новой жизнью…хозяин погладил её и сказал: - Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать. (А.П.Чехов)
Cлайд 12
Баклуша - это чурка, специально приготовленная для выделки из неё ложки или чашки. Заготовка баклуш считалась самым простым и лёгким делом. Его обычно поручали старикам или подросткам, которые целыми днями сидели и били баклуши.
Cлайд 13
Во всю Ивановскую- громко, изо всех сил, что есть мочи кричать, голосить, храпеть На траве, раскинувшись на войлоке и прикрывшись полушубком, лежал человек, который храпел во всю ивановскую. (Д.В.Григорович)
Cлайд 14
В 16-17 вв. указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве на Ивановской площади, которая была шумная и многолюдная, дьяки, читавшие указы, старались заглушить своим голосом гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь.
Cлайд 15
Зарубить на носу - запомнить крепко- накрепко, раз и навсегда Ты заметь себе правило в жизни и заруби это себе на носу: никогда не становись на второе место. (М.Пришвин)
Cлайд 16
Зарубить на носу Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Cлайд 17
Как пить дать- точно, несомненно Юрка, важно усевшись верхом на сапог пулемётчика, ободрял мать: -Проскочим. Как пить дать- проскочим! И проскочили. (П.Вершигора)
Cлайд 18
Как пить дать По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде.
Cлайд 19
Попасть впросак- попасть в беду, в тяжёлое положение Петя понял, что попал впросак: никакой тайны у Гаврика, разумеется, не было, а он только хотел над ним посмеяться. (В.Катаев)
Cлайд 20
Попасть впросак Просак – так называли станок для витья верёвок. Станки стояли близко друг к другу, так что, проходя между ними, надо было следить, чтобы в просак не попал край одежды, прядь волос или борода – иначе быть беде.
Cлайд 21
«Доскажи словечко» Дружнее этих двух ребят Товарищ твой просит украдкой На свете не найдёшь. Ответы списать из тетрадки. О них обычно говорят: Не надо! Ведь этим ты другу Водой… Окажешь … Мы исходили городок Фальшивят, путают слова, Буквально вдоль и … Поют, кто в лес, … И так устали мы в дороге, Ребята слушать их не станут: Что еле … От этой песни уши …
Cлайд 22
Подбери картинку к фразеологизму
Cлайд 23
Собери фразеологизм
Cлайд 24
Отгадайте фразеологизм
Cлайд 25
Расшифруйте фразеологизм
Cлайд 26
Литература Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе, Мн., «Нар.», 1971. Волина В.В. Я познаю мир: Дет. энцикл. – М. : Издательство АСТ – ЛТД, 1997. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.