Хотите верьте, хотите не верьте, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты – члены предложения: подлежащее с определением и сказуемое с дополнением.
Cлайд 3
Выстроились, взялись за руки и составили такое предложение: Это представление вам понравится.
Cлайд 4
Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно, вам понравится.
Cлайд 5
Прочитал... Что это значит: возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают, что представление зрителям не понравится?
Cлайд 6
Но тут на сцену выскочило другое слово, растолкало всех, вытеснило слово «возможно» и заняло его место. Получилось: Это представление, бесспорно, вам понравится.
Cлайд 7
Извините, друзья, но мне это вовсе не понравилось. Что значит «бесспорно»? Ну и самоуверенность у этих артистов!
Cлайд 8
Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово «бесспорно», и оно быстро исчезло, а через пару секунд возникло снова и встало в начале предложения: Бесспорно, это представление вам понравится.
Cлайд 9
И начался шум на сцене и в зале. Слово «бесспорно» перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго что-то сказал своенравному слову и вывел его из предложения.
Cлайд 10
А вместо него режиссер ввел слово «вероятно». Теперь предложение звучало так: Это представление, вероятно, вам понравится.
Cлайд 11
Мне, да и всем зрителям, такое предложение очень даже понравилось: артисты предполагают, что их ждет успех, но не считают это предположение бесспорным – зрители должны сами решить: нравится им или нет.
Cлайд 12
Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть... но, к сожалению, проснулся.
Cлайд 13
Тема урока Вводные слова
Cлайд 14
Вводными называются слова, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает свое отношение к высказыванию.
Cлайд 15
Вводные слова могут стоять в начале, в середине или в конце предложения. Они выделяются запятыми. Вводные слова не являются членами предложения.
Cлайд 16
Группы вводных слов по значению: Неуверенность вероятно возможно кажется может быть наверное очевидно
Cлайд 17
2. Уверенность бесспорно разумеется конечно без сомнения безусловно
Cлайд 18
3. Различные чувства к сожалению к счастью к радости к удивлению к огорчению
Cлайд 19
4. Порядок мыслей и связь между ними во-первых во-вторых следовательно значит таким образом
Cлайд 20
Источник высказывания по мнению... по словам... как говорят... по-моему по-твоему
Cлайд 21
Спасибо за помощь, юные исследователи языка!
Cлайд 22
Домашнее задание 1. Упражнение по учебнику. 2. Составить текст-рассуждение на одну из тем (употребить вводные слова): «Почему я люблю заниматься спортом?» «Почему я люблю читать книги?» «Мое любимое время года» «Зачем бобру нужен хвост?» «Зачем кошке нужны усы?» * Можно придумать свою тему сочинения. 3. Написать по аналогии грамматическую сказку с использованием вводных слов.
Cлайд 23
Презентацию подготовила учитель Меховская И.А., МОУ СОШ №11 имени Г.С. Титова, г. Щелково, Московская область