Ткань, сплетение, соединение. Стилистика текста изучает разнообразные типы текстов и их стилистические особенности, способы развёртывания текста, речевые нормы, индивидуальные стили.
Cлайд 3
ОК2. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ТЕКСТА Что представляет собой текст? Какова его композиция? Как разделён текст на абзацы? От какого лица написан текст? Выражена ли авторская позиция? Определите тип речи. Какие виды связи встречаются в тексте? К какому функциональному стилю относится текст? Какие изобразительно-выразительные средства и фигуры речи использованы в тексте? С какой целью? Каковы особенности текста, связанные с индивидуальным стилем автора?
Cлайд 4
Cлайд 5
В. Ф. Тендряков родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская Вологодской области. Война для него началась наутро после школьного выпускного вечера, и он, семнадцатилетний, ушёл на фронт. Воевать ему довелось недолго, но в пору войны самую тяжёлую. В 1943 году под Харьковом он был тяжело ранен и демобилизован. «На гражданке» пошёл преподавать в школу военное дело. В 1945 году Тендряков стал студентом Московского института кинематографии, а через год перешёл в Литературный институт имени М. Горького, который окончил в 1951 году. С этих пор начал работать в литературе. Сначала журналистом. Темы и сюжеты его очерков, а затем рассказов и повестей связаны с опытом прежней жизни писателя. Произведения В. Тендрякова почти всегда вызывали острые споры. Писатель, как правило, не предлагал однозначных ответов. Особое место в его творчестве занимали произведения, посвященные школе, проблемам подрастающего поколения. Трудные вопросы задаёт своим героям Тендряков. Но если они не всегда могут ответить на них, то мы, читатели, сделать это обязаны. Мы обязаны
Cлайд 6
1 Щемит сердце, хоть кричи... (2)Сева - наш сын, единственный сын в благополучной семье. (3)Я держу в руках фотографию, которую сделал когда-то на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый ясный взгляд. (4)Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. (5)Нам было так хорошо вместе в то лето! (6)Но для подростка наставало такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. (7)Каждая, даже самая идеальная! (8)В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. (9)Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. (Ю)Сева стал пропадать из дома... (11)Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный домашний вид. (12)В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, - странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. (13)Наш сын... (14)Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наши недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. (15)Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро - всё воспринималось как посягательство на его достоинство. (1б)И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы - праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки? (17)Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. (18)«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (19)Эти слова произнёс Гесиод ещё в VII веке до нашей эры. (20)Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не станови лось. (По В. Тендрякову)
Cлайд 7
ОК З. ТЕМА 1 .Предмет повествования, круг жизненных явлений, осмысляемых автором. 2. Круг событий, служащий для постановки философских, социальных, этических, идеологических проблем.
Cлайд 8
ОК4. ПРОБЛЕМА - сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.
Cлайд 9
Вопросы 1 абзац. Конфликт отцов и детей неизбежен 2-3 абзац. Почему так важно для каждого человека найти свою дорогу в жизни? 4 абзац. Ждал ли подросток в этот период понимания от родителей? 5 абзац. Должны ли родители помогать детям в этот трудный период?
Cлайд 10
Авторские аргументы Щемит сердце, хоть кричи... Нам было так хорошо вместе в это лето! а) В рамках семьи становится тесно. б) Внешний мир манит к себе. в) Опека родителей угнетает. г) Хочется свободы и самостоятельности. д) Странная забота о собственной внешности. а) Вряд ли он ждал... б) И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительные проблемы. Переходный возраст- это трудное время не толь ко для подростка, но и для родителей, от которых требуются терпение и понимание.
Cлайд 11
ОК5. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ПРОБЛЕМЫ В вопросно-ответной форме. В виде предложения-тезиса, требующего пояснения. В виде номинации (названия) темы. С использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.
Cлайд 12
1 В виде предложения - тезиса. 2 В вопросно-ответной форме. 3 В виде номинации темы. 4 С применением лексических и синтаксических средств: лексического повтора, однотемной лексики, градации… В виде предложения- цитаты, отражающего основную мысль текста
Cлайд 13
-В. П. Тендряков, известный писатель и публицист, рассматривает проблему взаимоотношения отцов и детей. .Всегда ли конфликт отцов и детей неизбежен? Есть ли рецепты поведения в этой ситуации?Почему так важно для каждого человека найти свою дорогу в жизни? Отцы и дети Проблема конфликта отцов и детей, проблема поиска себя, собственной индивидуальности в подростковом возрасте - эти ключевые понятия, отражающие сферу современной жизни, стали предметом размышлений известного писателя XX века В. П. Тендрякова. «Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера»
Cлайд 14
1 В виде предложения - тезиса. 2 В вопросно-ответной форме. 3 В виде номинации темы. 4 С применением лексических и синтаксических средств: лексического повтора, однотемной лексики, градации… 5 В виде предложения- цитаты, отражающего основную мысль текста В. П. Тендряков, известный писатель и публицист, рассматривает проблему взаимоотношения отцов и детей. .Всегда ли конфликт отцов и детей неизбежен? Есть ли рецепты поведения в этой ситуации? Почему так важно для каждого человека найти свою дорогу в жизни? Отцы и дети Проблема конфликта отцов и детей, проблема поиска себя, собственной индивидуальности в подростковом возрасте - эти ключевые понятия, отражающие сферу современной жизни, стали предметом размышлений известного писателя XX века В. П. Тендрякова. «Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера»
Cлайд 15
ОК6. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ Комментировать - значит пояснять, толковать, делать примечания 1. Я иду вслед за автором (аналитический пересказ текста). 2. Свободный комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.
Cлайд 16
ПАМЯТКА Не пересказывать весь текст. Не комментировать несформулированную проблему. Не увлекаться чрезмерным цитированием текста.
Cлайд 17
ОК 7. ПОЗИЦИЯ АВТОРА - это его точка зрения. Отношение автора к проблеме может быть либо сугубо индивидуальным, либо диалогичным.
Cлайд 18
Л. Н. Толстой писал: «Когда мы знакомимся с творчеством писателя, перед нами встают вопросы: «А ну-ка, что ты за человек? Что нового можешь сказать мне о жизни?» Вот так и мы , читая текст, должны спросить автора: что ты за человек, каков твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и какова твоя позиция?
Cлайд 19
ОК 8. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах. Указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц. Приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии. Не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста. 5.Не проявляйте речевую агрессию, не высказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции: грубость, насмешку, употребление сниженной лексики.