Выполнила: Орлова Т. В. Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение»
Cлайд 2
Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью Ребята, какое у вас настроение? Какое, ребята, у вас настроение? Какое у вас настроение, ребята?
Cлайд 3
Обращение не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого.
Cлайд 4
Роль обращений обычно выполняет существительное в им. падеже. Обращение нужно отличать от подлежащего, которое тоже имеют форму им. падежа. Сравните: Ребята оберегают природу. Ребята, оберегайте природу!
Cлайд 5
Подлежащее входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно задать вопрос к подлежащему. Кто оберегает природу? – Ребята.
Cлайд 6
Обращение произносится с особой (звательной) интонацией, после обращения нужно сделать паузу. Обращение может стоять в начале, середине и конце предложения. Обращение обычно выделяется запятыми.
Cлайд 7
В роли обращения употребляются собственные имена существительные, названия лиц по родству (мама, папа, дедушка, сестра и т.д.)
Cлайд 8
В поэтической речи в роли обращения встречаются существительные, которые обозначают неживые предметы: Расступитесь, леса темные, разойдитесь, реки быстрые. (А. Кольцов)
Cлайд 9
Обращения часто встречаются в побудительных предложениях, в которых названное лицо побуждается к действию, например: Пойте, люди, города и реки. (А. Сурков)
Cлайд 10
В грамматической основе побудительных предложений может быть подлежащее, выраженное местоимением ты или вы: Не шуми ты, рожь, спелым колосом!
Cлайд 11
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время.
Cлайд 12
Спишите. К каждому предложению подберите обращение. 1. Бережно обращайтесь с учебниками! 2. После диктанта соберите тетради. 3. Помогайте зимующим птицам. 4. Берегите богатство родной природы. 5. Не огорчайся, я тебе помогу. 6. Не беспокойся, я скоро вернусь. 7. Не сердитесь, я постараюсь исправить ошибки.