1. В…сеннее (не)настье – семь п…год на дв…ре. 2. (Не)было бы счастья, да (не)счастье пом…гло. 3. (Не)пером пишут, а умом. 4. Свой своему вовсе (не)брат. 5(Не)бойся дороги, были б кони здоровы. Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.
Cлайд 3
1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе. 2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. 3. (Не)пером пишут, а умом. 4. Свой своему вовсе (не)брат. 5Не бойся дороги, были б кони здоровы. Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Cлайд 4
1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе. 2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. 3. (Не)пером пишут, а умом. 4. Свой своему вовсе (не)брат. 5Не бойся дороги, были б кони здоровы. -Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова: Познакомиться с …; Учиться …
Cлайд 5
правило о написании не с глаголом Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда - раздельно
Cлайд 6
Цель урока: 1) познакомиться с правилом написания не с существительными; 2) учиться правильно писать не с именами существительными. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе. Назовите существительное с не из первой пословицы. Отнимите не от существительного (не)настье. Употребляется ли слово (не)настье без не? Объясните, почему вы так считаете. Сделайте вывод о написании таких слов.
Cлайд 7
(не)настье Чем в этом случае является не в слове?
Cлайд 8
ненастье В этом случае не является частью корня. На письме мы будем обозначать это так:
Cлайд 9
неряха ненастье нелепица неистовство неурядица нехватка негодник недовес невольник недоделка недоросль недотёпа невежа невеличка небрежность невзгода незнайка неверие ЗАПОМНИТЬ! Эти существительные без НЕ не употребляются
Cлайд 10
Назовите существительное с не из второй пословицы. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. Сравните слова счастье и (не)счастье. Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением.
Cлайд 11
Счастье (не)счастье горе беда Не является в слове приставкой Несчастье – это горе, беда. Что-то очень неприятное. Не придает слову новый смысл, т.е. образует новое слово. Если с помощью не образуется новое слово, то чем не в нем является? Как пишется не с существительными в этом случае?
Cлайд 12
Счастье несчастье горе беда Сделайте вывод о написании не с существительными по второй части нашего рассуждения. Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. В этом случае не является в слове приставкой.
Cлайд 13
Если слово без не не употребляется. Если слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением Итак, НЕ с существительными пишется слитно: Ненастье Несчастье
Cлайд 14
Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное? 3. (Не)пером пишут, а умом. Не вносит отрицательный смысл. Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление.
Cлайд 15
Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом. Не пером пишут, а умом.
Cлайд 16
Прочитайте вслух четвертую пословицу. Какое слово стоит перед не? 4. Свой своему вовсе (не)брат. Вовсе. Это, так называемое слово-«магнит», которое как бы притягивает частицу не к себе. Таких слов в русском языке несколько: вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не, далеко не
Cлайд 17
Слова-«магниты» Далеко не Вовсе не Отнюдь не Совсем не Нисколько не Ничуть не
Cлайд 18
Если есть скрытое или явное противопоставление (с союзом а). Если есть слова- «магниты» далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не Итак, Не с существительными пишется раздельно: Не пером, а умом. Вовсе не брат
Cлайд 19
НЕ с существи-тельными Слитно Раздельно Без не не употребляется Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением Есть скрытое или явное противопоставление (с союзом а) далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не
Cлайд 20
Упражнение 1 Схемы (Не)работа сушит, а з..бота. (Не)печ.. кормит, а руки. Чу..ствовать (не)пр..язнь. Рас..казывать (не)былицы. Слезы (не)г..д..вания. (Не)р..ш..тельность действий. (Не)точность в ..твете. Отнюдь (не)дурак. 1. не 2. не 3. слово-«магнит» не… 4. не , а Прочитайте предложения и словосочетания. Внимательно рассмотрите схемы к ним. Сформулируйте задание к упражнению.
Cлайд 21
Упражнение 1 Схемы Не работа сушит, а забота. 4. Не печь кормит, а руки. 1. Чувствовать неприязнь. Рассказывать небылицы. Слезы негодования. 2. Нерешительность действий. Неточность в ответе. 3. Отнюдь не дурак. 1. не 2. не 3. слово-«магнит» не… 4. не , а
Cлайд 22
Какова яблоня, таковы и яблочки. От свиньи родится (не)бобренок, а такой же поросенок. 2. Лишний ум (не)помеха. Упражнение 2 1. Ум хорошо, а два лучше. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник (не)работник. Внимательно прочитайте пословицы под цифрами один и два. Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой урока. Ленивому всегда праздник.
Cлайд 23
От свиньи родится не бобренок, а такой же поросенок. Лишний ум не помеха. Упражнение 2 Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Лишний ум не помеха.
Cлайд 24
Cлайд 25
Скажите, над чем мы сегодня работали? Расскажите правило правописания НЕ с существительными. Приведите свои примеры. Домашнее задание Мы познакомились с правописанием НЕ с именами существи- тельными, учились правильно писать существительные с НЕ.