Презентация к уроку « Сложное предложение и его виды» 6 класс Презентацию выполнила: Геращенко Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 90 г. Краснодара
Cлайд 2
Цель урока: повторить и расширить сведения о видах сложных предложений по средствам связи частей; формировать представление о видах союзных предложений по способу и средствам связи частей (сложносочиненные и сложноподчиненные).
Cлайд 3
Проверь своё произношение балОванный прАвы бАнты придАное бАрмен ракУшка включИт свЁкла ворОта слИвовый газопровОд стАтуя
Cлайд 4
Однородные члены предложения: - один и тот же член предложения; - относятся к одному и тому же слову; - отвечают на один и тот же вопрос.
Cлайд 5
Устная синтаксическая пятиминутка Утром солнце встает и смотрит в окно. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. В бурю деревья в лесу шумели, скрипели, трещали.
Cлайд 6
[О и О] О – однородные члены.
Cлайд 7
Запятая ставится перед союзами а, но. Запятая ставится перед союзом и, когда он соединяет простые предложения в составе сложных. (сложносочиненное предложение) Союзы а, и, но, – сочинительные. Ветер разогнал тучи, и небо загорелось искрами. (сложносочиненное предложение)
Cлайд 8
1. В ярком золоте день утопает, и ручьи по оврагам шумят. 2. Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает. 3. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет. Запишите предложения, выделите главные члены предложения. Составьте схемы предложений.
Cлайд 9
4. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка. 5. Улетает с цветка тяжелый шмель и цветок слегка качается. 6. Давно угомонился дождь но капельки воды долго не пропадали на листьях. 7. Ветер крепчал и на востоке появлялись громады туч. 8. Неслись мимо леса мелькали реки. [- =], и [- =].
Cлайд 10
Сложное предложение союзное бессоюзное Солнце зашло за гору, но ветер дул с прежней силой. Заря догорала, и я не хотел возвращаться домой. Низко нависли серые облака, моросил мелкий дождь. Я вышел торопясь из дома, работа находилась недалеко.
Cлайд 11
Союзное предложение Сложносочинительные части связаны сочинительными союзами: и, а, но, да, зато, также и др. Сложноподчинительные части связаны подчинительными союзами: что, чтобы, потому что, так как, и др., а также словами который, какой, чей, куда и др.
Cлайд 12
Почему мы так говорим КАЗАНСКАЯ СИРОТА? После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья), пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить себе выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой. Занимательная информация
Cлайд 13
Спасибо за внимание!
Cлайд 14
Используемая литература 1. 1. Г.Н.Сычева «Русский язык в таблице» «БАРО пресс», Ростов – на Дону, 2009г 2. А. Гин. «Приёмы педагогической техники» «Вита-Пресс» М.,2009 3 . С.В. Львова «Русский язык», «Мнемозина», М.. 2011г. 4. Г.А. Богданова «Уроки русского языка 6-7 класс», «Просвещение», М., 2007г.