К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. Природа для меня – это познание жизни, её законов. Рассказ о природе – не только просвещение человека, но и формирование его мировоззрения, основанного на знаниях. В. Песков
Cлайд 3
Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность сжатия текста Определить тему текста Сформулировать основную мысль Определить стиль Определить типы речи Выделить микротемы Определить способ сокращения текста Передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Cлайд 4
Тема текста О внутренней пустоте сегодняшней молодёжи, её равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас
Cлайд 5
Основная мысль текста Автор призывает беречь и любить родную природу, любить всё прекрасное и живое.
Cлайд 6
Стиль текста – публицистический. Типы речи – описание (природа, тишина), повествование (сначала удивительная работа дятла, затем его внезапная смерть и виновник этой смерти), рассуждения автора (о воспитании молодёжи
Cлайд 7
Микротемы а) тишина леса, радость от «музыки» дятла; б) внезапный выстрел, в) встреча с виновником, г) безмолвный урок автора, д) призыв к молодому поколению беречь, любить всё живое и прекрасное.
Cлайд 8
Приёмы компрессии текста Содержательные: 1) Разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной и несущественной информации; 2) Свертывание исходной информации за счёт обобщения.
Cлайд 9
Приёмы компрессии текста Языковые: 1) замены - однородные члены обобщённым наименованием; фрагмента текста синонимичным выражением; предложение или его части указательным местоимением; СПП простым предложением; предложение или его части определительным или отрицательным местоимением.
Cлайд 10
Приёмы компрессии текста 2) Исключения исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов. 3) Слияние - слияние нескольких предложений в одно.
Cлайд 11
Какова позиция автора? Природа сложна. Надо воспринимать её красоту по-настоящему. Кто должен научить их (ребят) беречь и любить природу?
Cлайд 12
Какие речевые средства выразительности использует В.Песков? Лексика, характерная для публицистического стиля: должен, беречь, любить. перифразы: дятел у него “музыкант”, его произведение на древесной коре - “узор”, вместо привычного “стука дятла” - “костяной молоточек”. инверсия (“лет семнадцати парень”) олицетворения (лес молчит), сравнения (дятел – музыкант), эпитеты (безмолвный лес), Песков использует только вначале, при описании природы и дятла.
Cлайд 13
Каковы синтаксические особенности текста? Краткость предложений, причастные и деепричастные обороты, вводные слова и предложения, бессоюзные сложные предложения.
Cлайд 14
Тест. Задания части В 1)Из предложений 7-16 найдите и запишите номера предложений с вводным словом. 2) Сколько грамматических основ в предложении 15? 3) Определите способ словообразования слова самодельные. 4) Из сложноподчинённого предложения 11 выпишите грамматическую основу главного предложения. 5) Из предложений 12-16 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный» 6) Из предложения 12 выпишите словосочетания, построенные на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ.
Cлайд 15
Ответы на тест 1) 7, 14 2) три 3) сложение с соединительной гласной и одновременным присоединением суффикса 4) видно было 5) спрятался, испорченную 6) спрятался за куст, любуясь работой
Cлайд 16
Домашнее задание Одно из заданий экзамена – это написание сочинения по заданному тексту, дома я попрошу вас написать сочинение, в котором вы выразите свое отношение к проблеме, поднятой В. Песковым. Проблема, поднятая в рассказе, важна и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Я думаю, что у каждого из вас на этот счет есть свое мнение.