Что изучает морфология? На какие три группы делятся части речи? Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? Морфология (от греч. morphe — форма, logos— учение) — это раздел науки о языке, рассматривающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.
Запишите предложение под диктовку, укажите части речи, выполните синтаксический разбор. с. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. сущ. глаг. глаг. глаг. н.ф. глаг. нареч. нареч. нареч. нареч. с. мест. пр. пр. ч. ч. ч. пр. причастие причастный оборот синтаксич. неделимое сочет.
Cлайд 8
Выпишите из данных предложений все одушевлённые существительные. 1) Тятя! тятя! наши сети притащили мертвеца. (А.С. Пушкин) 2) Плюшевый мишка – любимая игрушка многих ребят. 3) Ферзь – самая сильная шахматная фигура. Ответ: тятя, мертвец, мишка, ребята, ферзь. Кроме лексического признака одушевлённости, есть грамматический признак одушевлённых существительных Р.п. мн.ч. = В.п. мн.ч. Проверим: нет мертвецов, мишек, ферзей вижу мертвецов, мишек, ферзей
Расскажите о правописании букв О-Е-Ё в разных частях речи. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. Волч..нок, стереж..т, шприц..м, сгущ..нка, копч..ный, еж..вый, свеж.., шапч..нка. Проверим. Волчонок, стережёт, шприцем, сгущёнка, копчёный, ежовый, свежо, шапчонка. сущ. сущ. сущ. глагол обр. от прич. обр. от глаг. нареч. прилаг.
Cлайд 11
Расскажите о правописании Ь после шипящих в разных частях речи. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. Стриж.., мелоч.., горяч.., испеч.., горячая печ.., настеж.., несколько задач.., невтерпёж.., могуч.., мыш.., слышиш... Проверим. Стриж, мелочь, горяч, испечь, горячая печь, настежь, несколько задач, невтерпёж, могуч, мышь, слышишь . глагол глагол сущ.3 скл. сущ.3 скл. сущ.3 скл. сущ.2 скл. сущ.1 скл. кр.прил. исключение наречие кр. прил.
Cлайд 12
Расскажите о правописании НЕ с различными частями речи. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. (Не)чего; (не)подумал; (не)слабый, а сильный; (не)годуя; (не)сделан; вовсе (не)скучный; (не)увядшие, а свежие; (не)приятель. Проверим. Нечего; не подумал; не слабый, а сильный; негодуя; не сделан; вовсе не скучный; ещё не увядшие; неприятель. отр. мест. глагол без не- не употр. кр. прич. = враг
Cлайд 13
Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных и причастиях. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм. Ветре..ый, урага..ый, асфальтирова..ый, затеря..ый, гуси..ый, исти..ый, стра..о, краше..ый (пол), краше..ый (краской), шерстя..ой, весе..ий. Проверим. Ветреный, ураганный, асфальтированный, затерянный, гусиный, истинный, странно, крашеный пол, крашенный вчера, шерстяной, весенний. отглаг. прил. от странный искл.
Cлайд 14
предлоги союзы
Cлайд 15
Определите часть речи слова ЧТО. а) Я спросил друга, что он хотел мне сообщить. б) Что за прелесть эти сказки! в) Мы решили, что в выходные пойдём в лес. относит. мест. модальн. част. союз
Cлайд 16
Начать тестирование
Cлайд 17
4) в посёлк.., в город.., в деревн.. 3) о повест.., о роман.., о поэм.. 2) в блокнот.., в тетрад.., в альбом.. 1) на площад.., на улиц.., на бульвар.. Молодец! Продолжим . Ошибка! Продолжим. .
Cлайд 18
2) на подтаявш..м снег.., в окружающ..м мир.. 4) в Древн..м Рим.., о Древн..й Греци.. 3) в открывш..мся санатори.., на дальн..м озер.. 1) в вечерн..м воздух.., на цветущ..й сирен.. Молодец! Продолжим . Ошибка! Продолжим. .
2) С грамотой вскач.., без грамоты хоть плач… 4) В поле пшеница годом родит..ся, а добрый человек всегда пригодит..ся. 3) Лихо помнит..ся, а добро век не забудет..ся. 1) Скоро сказка сказывает..ся, да не скоро дело делает..ся. Молодец! Продолжим . Ошибка! Продолжим. .
1) (Не)смотря на усталость, мы продолжали путь. 4) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга. 2) Он, (не)выдержав, быстро вышел из комнаты. 3) Старик шёл по улице, (не)смотря по сторонам. Молодец! Продолжим . Ошибка! Продолжим. .
2) стро..щийся дом, кле..т обои 4) стел..щий постель, брод..т по лесу 3) вер..щий в победу, бре..т бороду 1) та..щий снег, кол..т дрова Молодец! Продолжим . Ошибка! Продолжим. .
Cлайд 26
4) (И)так, что(бы) много знать, нужно много читать. 3) Что(бы) ты ни сделал в жизни, это будет незначительно, но очень важно, что(бы) ты это сделал. 2) Негромкий звук выстрела одиноко и тоскливо прокатился эхом по лесу и иссяк где(то) (в)дали. 1) Что(то) (в)роде ветерка, похожего на легкий вздох, пронеслось по лесу. Молодец! Продолжим . Ошибка! Продолжим. .
Интернет-ресурсы http://www.gameboss.ru/gfx/shots/5-image_19.jpg - изображение игрового поля http://im4-tub.yandex.net/i?id=224919999-01 – книга Стивенсона «Остров сокровищ» http://jeimsfk.ucoz.ru/Matroskin_i_dydy_fedor_K.jpg - фон для 29 слайда http://www.gameboss.ru/gfx/shots/5-image_19.jpg - карта клада http://www.silvermedia.ru/upload/iblock/787/p-17.jpg - сундуки http://www.m-media.kz/images/product_images/popup_images/1698_0.jpg - фон для 28 слайда