Морфемика. Орфография. Урок русского языка, проведенный в 5 Т классе учителем Субботиной Валерией Юрьевной.
Cлайд 2
Cлайд 3
Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, окончания.
Cлайд 4
Главная морфема в слове – это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.
Cлайд 5
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен-, подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена . В слове высказывать находим корень -сказ-, сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка .
Cлайд 6
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, например: учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться. Они содержат один и тот же корень -уч- .
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Рубаха - Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». История славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом.
Cлайд 10
Cлайд 11
Разберите слова в «две корзины»: в одну , где -ок- входит в состав корня, в другую , где -ок- - суффикс. Совок, лесок, сынок, песок, чулок, клубок, носок, коробок, колобок, дружок, снежок.
Cлайд 12
Вы продавец билетов автобуса, в котором имеют право «ехать» только слова с нулевым окончанием. Подчеркните ваших «пассажиров»: кино, храм, дом, торт, свеж, кофе, такси, ткач, зазеленел, взялся, край, дочь, мест, вверх, хорошо, эскимо, пальто, крыш.
Cлайд 13
-Творческое: придумать лингвистическую сказку-миниатюру о любой морфеме, можно проиллюстрировать. Разгадать кроссворд. Повторить параграф № 9.