Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Выборга Имманентный анализ поэтического текста
Cлайд 2
Имманентный анализ поэтического текста (10 - 11 класс) Анализ, направленный на сам текст, ограничивающийся материалом конкретного текста
Cлайд 3
Формулы имманентного анализа поэтического текста Способы выражения авторского сознания Обнаружение функций метра, размера, рифмы Обнаружение закономерности (-ей) в композиции Образы и мотивы в структуре текста Анализ текста по уровням Роль средств художественной изобразительности
Cлайд 4
Н.А. Некрасов (1821 – 1877/78) * * * Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... 1847 конец обратно
Cлайд 5
Способы выражения авторского сознания лирический герой лирическое «Я» «собственно-автор» Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят МЕНЯ,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... Ты всегда хороша несравненно, Но когда Я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов МОИХ глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво МЕНЯ ты смешишь; выражаются чувства, настроения, эмоции лирического «Я»; интимная лирика 4
Cлайд 6
обнаружение функций метра, размера, рифмы «Свой ритм мы вкладываем во всё, к чему прикасается наша рука или мысль… Смысл и настроение стихотворения передаются через ритм, как чувства человека - через дыхание и пульс…» (Из ученических работ) РИТМ
Cлайд 7
Метр: - хорей - ямб - дактиль - амфибрахий - анапест Ты всегда′ хороша′ несравне′нно, Но когда′ я уны′л и угрю′м, Оживля′ется та′к вдохнове′нно Твой весе′лый, насме′шливый у′м; Размер: удлинение, замедление речи; размышления героя 3 –х -стопный 4
Cлайд 8
Рифма: Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... [ЭННА] [УМ] [ЭННА] [УМ] [ИЛА] [ИШ] [ЫЛА] [ЫШ] [ЛАСК'И] [Н'А] [ЛАСК'И] [Н'А] [ОР'Э] [У] [ОР'Э] [У] ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА, ЧЕРЕДОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ И МУЖСКОЙ РИФМЫ; РИФМА БЕДНАЯ, ТОЧНАЯ БОГАТАЯ РИФМА НЕТОЧНАЯ РИФМА В ОСНОВНОМ – ЧЕТКАЯ СИСТЕМА РИФМОВКИ; ПОКАЗАН ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ ДВУХ ЛИЦ; ЯВНОЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
Cлайд 9
Композиция произведения Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... ты я 1 – 3 СТРОФЫ – СОПОСТАВЛЕНИЕ 4 СТРОФА – ОБЪЕДИНЕНИЕ ТАК (7 раз) – усиление напряжения ЧТО – разрешение ситуации 4
Cлайд 10
Образы и мотивы Я ТЫ самостоятельная работа: определите, какие слова характеризуют образ «Я» и образ «ТЫ»; найдите и назовите основные мотивы этого произведения. 3. охарактеризуйте мотив имитации одного героя другим (1 – 2 строфы) 4
Cлайд 11
Анализ текста по уровням Фонетический Лексический Морфологический Синтаксический А-а-а О-о-о М-м-м ручка - веточка изумительно – безобразно спешу - лечу багряный – золотистый мы – они - я … ; !
Cлайд 12
Фонетический уровень ассонанс аллитерация Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... ТЫ (она) – доминанта [а] открытость Я (он) – доминанта [у] лабиальный, приглушённость КОНТРАСТ [с][ш][х] (глухие согласные) [м][н][л] (сонорные согласные)
Cлайд 13
Лексический уровень Эмоционально-оценочная лексика: уныл угрюм хороша несравненно вдохновенно весёлый, насмешливый ум хохочешь бойко и мило добра Я (он) ТЫ (она) контраст; столкновение настроений героев 4
Cлайд 14
Морфологический уровень Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... «действует» «ОНА» «действует» «ОН» (с ней) глаголы
Cлайд 15
Синтаксический уровень Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... приём умолчания одно предложение подумайте, какое это имеет значение для данного текста?
Cлайд 16
Средства художественной изобразительности Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум; Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь; Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня,- Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу, И вперед - в это темное море - Без обычного страха гляжу... тропы фигуры Олицетворение Метафора Эпитет Синекдоха Метонимия … Параллелизм Анафора Эпифора Инверсия … самостоятельная работа: приведите примеры имеющихся средств художественной изобразительности, охарактеризуйте их роль в тексте; найдите, как показан внутренний конфликт героев через изобразительно-выразительные средства.
Cлайд 17
Выводы: Какую функцию выполняют те или иные операторы имманентного анализа? способ выражения авторского сознания; ритм; образы и мотивы стихотворения; синтаксический уровень текста Это произведение – интимная лирика; герой («Я») выражает свои чувства, размышления. Уже в начале стихотворения проецируется та «разумность» и «кротость», которую герой в итоге приобретет благодаря героине. рифма (составная ритма); композиция произведения; образы и мотивы; фонетическая, лексическая и морфологическая организация текста; средства художественной изобразительности Показан внутренний диалог 2-х героев (его и её), столкновение и противопоставление их настроений (по контрасту); в конце текста – объединение героев. Сделайте вывод, как идея произведения связана с его формой.