«Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке.»(А.А.Потебня) Понимание текста – процесс творческий
Cлайд 3
ТЕКСТ – от лат.textus -«ткань», «словесное единство» 1.Тематическое единство предложений. 2.Смысловое единство предложений. 3.Способы связи между предложениями. 4.Стиль речи. 5.Тип текста(речи). 6.Текст можно озаглавить. основные особенности текста
Cлайд 4
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чем в нем гово –рится, что положено в его основу. Можно задать вопрос: о чем говорится в тексте? ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА –это его вывод, жизненный урок. Можно задать вопрос: чему учит текст? С какой целью автор написал текст? ПОМНИТЕ!
Cлайд 5
ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ) ТЕКСТА –это назва- ние произведения или отдельных его час- тей. Заглавие отражает либо тему, либо основ – ную мысль текста. Заглавие помогает предположить, что будет в тексте, спрог- нозировать возможное развитие событий, понять идейный смысл текста.
Cлайд 6
ЦЕПНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Cлайд 7
-однотематическая лексика; -лексический повтор; -синонимы(в том числе контекстуальные); -антонимы(в том числе контекстуальные); -союзы; -местоимения; -наречия; -вводные слова,указывающие на порядок явлений(мыслей) и связь между ними; Основные средства связи между пред- ложениями в тексте
Cлайд 8
-числительные; -частицы; -видовременная соотнесенность глаголь- ных форм; -порядок слов в предложении; -неполные предложения; -интонационные связи между предложени- ями( особая роль вопросительных предло- жений в тексте).
Cлайд 9
Звуковые средства: -благозвучие; -аллитерация, ассонанс; -звуковые повторы; -звуковой символизм; -ритм и интонация. Средства художественной изобразительности
Cлайд 10
Словесные средства: -эпитет –художественное определение, в котором автор выражает свое отношение к предмету -сравнение –уподобление одного предме- та,явления, действия другому -аллегория –иносказание -перифраз-описательный оборот речи, применяемый для замены слов или слова, чтобы избежать повторения
Cлайд 11
-метафора-слово или выражение в пере- носном значении -метонимия – вид тропа,в котором явление или предмет обозначается с помощью дру- гих слов или понятий -синекдоха – вид тропа, в котором перено- сится значение одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого
Cлайд 12
-литота –художественное преуменьшение -гипербола-художественное преувеличе- ние -олицетворение-представление неодушев- ленного предмета в виде живого существа -ирония- скрытая насмешка
Cлайд 13
стилистические фигуры: анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, паралле- лизм, повторение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис и др.
Cлайд 14
ОПИСАНИЕ 1)вопрос какой предмет? перечисление постоянных и однородных признаков; 2)композиция: -общее впечатление от предмета; -признаки предмета; -оценка предмета; 3)связь предложений: параллельная ТИПЫ ТЕКСТА (РЕЧИ)
Cлайд 15
ПОВЕСТВОВАНИЕ 1)вопрос что произошло? что делает пред- мет? описание действий,происходящих после- довательно; 2)композиция: -начало действия; -развитие действия; -кульминация; -развязка действия; 3)связь предложений: цепная
Стили речи СТИЛИ РЕЧИ ФУНКЦИИРЕЧИ СФЕРА ПРИМЕ- НЕНИЯ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНЫЙ общение общение в быту нейтральная и просторечная лексика, фразе- ологизмы,непол ныепредлож-я, междометия,об ращения,вводн. слова НАУЧНЫЙ,НА- УЧНО-ПОПУЛЯР НЫЙ объяснение учебная,спра- вочнаялитера- тура,лекция,на- учныестатьи научныетерми- ны,спец.слова, сложные кон- струкции
Cлайд 18
ОФИЦИАЛЬНО- ДЕЛОВОЙ инструктирова- ние законы,докумен ты стандартныевыражения,сос- тавныепредло- гиисоюзы,от- глагольные су- ществительные, развернутые предложения ПУБЛИЦИСТИ- ЧЕСКИЙ убеждение,вли- яниена мысли и поступкилю- дей журналы,газеты радио,телевиде ние,собрания, митинги нейтральная, торжественная лексика,фраз-мы,эмоцион.окраш.словаи т.д.
Cлайд 19
ХУДОЖЕСТВЕН- НЫЙ изображение, «рисование»словами,влия- ниена чувства, воображение людей произведения художествен- ной литературы и фольклора все языковые средства
Cлайд 20
«Наша речь-важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…» Д.С.Лихачев: