Запишите видовые пары так, чтобы в корне надо было вставлять то букву е, то букву и. Соб…рёшься – Выж…чь – Зап…реть – Расст…лается – Бл…стеть – Уд…рёшь – Ум…реть – Прот…рать –
Cлайд 10
Грамматические задачи для тренировки. Задача 1. Запишем корни: -мир- — -мер-; -бир- — -бер-; -пир- — -пер-; -дир- — -дер-; -тир- — -тер-. Какой суффикс в глаголах с такими корнями? Допишем к первому корню в паре -а-, ко второму-е-. Подчеркнем сочетание «ира». Есть ли ярко выраженное смысловое значение у этих корней? Что, например, означают корни -дер-, -бер-, -тер-? (Лексическое значение появляется, когда корень «работает» вместе с приставкой и суффиксом!)
Cлайд 11
Задача 2. Поможем Незнайке. Проверим, правильно ли он записал слова? ВытирЕть, отперАть, задирАл, придирЁтся, вымерЛи, пробирАться, прибирУ, удирУ, удирАть, вытирАть
Cлайд 12
Задача 3. Пунктуационно - орфографический практикум Из сказок Паустовского Милиционер протянул девочке варежку, в которой был воробей Пашка: «Берите. С варежкой! А то удерет». Подчеркните «ошибкоопасные» места, которые вы держите на контроле. Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разберите по составу последнее слово и . сделайте вывод о том, как суффикс «командует» гласным корня.
Cлайд 13
Задача 4. Какое слово «лишнее»? Помирились, умереть, умирали Помирились- мир Вывод: корень проверяется гласным в сильной позиции, так как -мир- в первом слове имеет ярко выраженное лексическое значение и проверяется однокоренным словом: мирный процесс. В двух других словах -мер- и -мир- чередуются.
Cлайд 14
Задача 5. Суффикс -а- продолжает командовать! Бл...стАть — бл...стеть, расст...лАть — расст..лить, разж...гАть — разж..г, рассч...тАл — расч...тливый.
Cлайд 15
Задача 6.Помогите расшифровать записку Незнайки. Вставьте буквы и пропущенные знаки. Сердце зам…рает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расст…лается гладкое зеркало большого озера и низко от него над лугами ст…лется туман. Трудно проб…раться сквозь густые зар…сли кустов. Но вот скоро забл…стит солнце на небе исчезнет туман.
Cлайд 16
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
Cлайд 17
Из каких произведений А. С. Пушкина взяты отрывки? Выпишите слова, в которых гласный корня чередующийся. На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним. …Прибежал бесенок, задыхаясь, Весь мокрёхонек, лапкой утираясь, Мысля: дело с Балдою сладит. Глядь, а Балда братца гладит. Фарлаф с боязнию глядит; В тумане ведьма исчезает, В нем сердце замерло, дрожит…
Cлайд 18
ЧЕРЕДОВАНИЕ Р Е Ч Н В Д А О И Е Е
Cлайд 19
Итог урока: С какими новыми орфограммами мы работали? Что оказалось трудным? Какой всесильный суффикс любит командовать корнями?
Cлайд 20
Домашнее задание: выучить наизусть правило о написании корней с чередованием е — и, стр. 140; 2) упражнение 930 ; 3) составить устное высказывание по упражнению 931; 4)найдите в сказках А.С.Пушкина 2-3 предложения, в которых встречаются слова с изученной орфограммой.