МОУ СОШ имени Ю. Я. Долгих с. Круглыжи Свечинского района Кировской области Мастер – класс Современные развивающие технологии: программированное упражнение. Автор: учитель начальных классов высшей категории Лаптева Н. А.
Cлайд 2
Программированное упражнение Это программа спланированного логического хода мысли обучаемого, с учётом четырёх этапов: основание; ядро; следствие; общее критическое обоснование. Методологической основой является понятийно-деятельностный подход.
Cлайд 3
Чем меня заинтересовала эта работа? 1. Познавательная задача упражнения скрыта задачей игрового характера или опосредована игровым мотивом. 2. Задания активизируют разнообразные умственные умения детей через сравнение, моделирование, установление причинно – следственных связей и отношений между явлениями. 3. Упражнение обладает возможностями в проявлении индивидуальности, самостоятельности, творчества детей. 4. Упражнение легко смоделировать из заданий, которые мною подобраны в ходе работы по обобщению педагогического опыта по теме «Развитие мыслительных процессов младших школьников через систему заданий и упражнений на уроках русского языка».
Cлайд 4
Программированное упражнение «Имя существительное (понятие)» 3 класс Цель: создать условия для развития и формирования понятия «имя существительное» через выполнение продуктивных упражнений на базе сформированных знаний.
Cлайд 5
Задание 1 Найди из перечисленных слов только имена существительные и запиши их в красный обруч. Врач, забежал, светило, умный, мама, помогать, волшебник, ленивый, карандаш, любить, цветы.
Cлайд 6
Задание 2 Выбери только те сведения, которые относятся к имени существительному и составь рассказ на тему « Имя существительное – важнейшая часть слова». 1. Самая представительная, самая существенная часть речи. 2. Эти слова ужасно разговорчивы, они очень любят рассказывать, разглагольствовать. 3. Эта группа слов даёт названия различным предметам и явлениям. 4. В самом имени этой группы слов содержится намёк на то, что это слово должно к чему-нибудь « прилагаться», присоединяться. 5. Эти слова могут быть заместителями и замещать другие части речи. 6. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти явления закреплялись в языке. 7. Именно эта группа слов делает нашу речь живописной, богатой и выразительной. 8. По наблюдениям учёных, эта часть речи появилась в речи людей в числе самых первых слов.
Cлайд 7
Блок-схема « Имя существительное» Выполняя различные задания, попробуй самостоятельно составить блок-схему. Начало схемы дано. часть речи; отвечает на вопросы…
Cлайд 8
Задание 3 Разделите данные существительные на две группы, объясните, по какому признаку вы это сделали. ученик ручка волшебник светило классмама 1г 1 группа – это… 2 группа – это… цветы
Cлайд 9
Блок-схема часть речи; отвечает на вопросы КТО ? ЧТО ? ; обозначает …
Cлайд 10
Задание 4 Попытайтесь путём логического рассуждения заполнить нужными существительными пустые клетки. Что будут обозначать все эти имена существительные?
Cлайд 11
Задание 5 Разгадай существительные с помощью кроссворда. Крашеное коромысло над рекой повисло. Гаркнул гусь на всю Русь. Шёл долговяз – в землю увяз. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. Что будут обозначать эти имена существительные? 3 4 2 1
Cлайд 12
Задание 6 Рассмотри рисунки, на них изображены люди и животные. Из данных пар слов выбери и подчеркни существительные, отвечающие на вопрос что?. Что будут обозначать эти имена существительные? Поют - пение Бежит - бег Воет - вой
Cлайд 13
Задание 7 Даны картины художников. Запиши цвет, который преобладает на картине, а рядом – однокоренное слово: существительное (что?). Что будут обозначать эти имена существительные?
Cлайд 14
Блок-схема «Имя существительное» часть речи; отвечает на вопросы кто? что?; обозначает предмет (кто? что?), явления природы (что?), действие (что?), признак (что?).
Cлайд 15
Задание 8 Засели домики существительными: отец, кузнец, заяц, пшеница, щавель, топор, молния, ходьба, пение, стук, краснота, аккуратность, доброта ; соблюдая все правила движения, которые указаны на схеме . Какие имена существительные будут жить в красном, зелёном, синем, жёлтом домиках? Подпиши.
Cлайд 16
Задание 9 Придумай волшебный предмет, нарисуй его или сконструируй из цветной бумаги так, чтобы в нём совместились те морфологические признаки существительного, которые зашифрованы в блок-схеме.
Cлайд 17
Скатерть-самобранка На столе стоит утварь и разные кушанья (что?). За столом сидят люди, под столом – животные (кто?). Это предметы. Слышится пение (что?), тявканье, мяуканье (что?). Это действия. В небе – радуга (что?) Это явление природы. Красота! (что?) Это признак.