Основная «движущая сила» всех преобразований в общем образовании – школьный учитель.
Cлайд 3
Престиж профессии Две трети россиян не желают молодому поколению такой профессиональной судьбы и вдвое меньше поддерживают такой выбор. На вопрос «Насколько Вы удовлетворены качеством образования в школах, гимназиях, лицеях Вашего города (района)?» 51% - положительно его оценивают 29% -отрицательно.
Cлайд 4
Портрет учителя На конец учебного года численность школьных учителей составляет 1109,2 тысяч человек. В среднем на одного учителя приходится 12 учеников в государственных и муниципальных школах; 6 учеников в негосударственных дневных и 22 ученика в вечерних школах.
Cлайд 5
Учителя дневных школ В дневных школах насчитывается 1080,5 тыс. учителей; общая численность работников этих школ-2241,6 тыс. чел. В школах работают: 48тыс. директоров; 113,2 тыс. заместителей директоров; 21,6 тыс. педагогов – психологов; 19,3 тыс. социальных педагогов; 11,6 тыс. учителей – логопедов; 4,1 тыс. мастеров производственного обучения; 92,7тыс. воспитателей; 47,8 тыс. других педагогических работников. На каждые 100 учителей приходится 18 руководящих работников, 10 чел. учебно-вспомогательного персонала, 62 чел обслуживающего персонала. В городских школах преподают 621,3 тыс. учителей (57,5%), в сельских школах – 459,2тыс. (42,5%) 25% педагогов – учителя начальных классов. 75% педагогов – учителя- предметники.
Cлайд 6
Учителя- предметники 16,6% учителя русского языка и литературы; 13,9% учителя иностранных языков; 13,3% учителя математики; 8,1% учителя истории, обществознания, экономики; 7,9% учителя физической культуры; 6,8% учителя трудового обучения; 4,6% учителя физики; 4,5% учителя биологии; 4,4% учителя географии; 3,8% учителя химии; 3,7% учителя информатики; 3,1 % учителя музыки и пения; 2,6% учителя ИЗО; 2,4% учителя ОБЖ; 4,2% учителя других предметов
Cлайд 7
Женское лицо нашего учителя Женщины составляют 87,6% от общего численности учителей, учителя начальных классов на 99% состоят из учителей –женщин, а учителя- предметники- на 83,7%
Cлайд 8
Учителя с высшим профессиональным образованием составляют 82,1% от их общей численности. *67,7% учителей начальных классов имеют высшее профессиональное образование; * 97,8% - учителя химии; * 97,5% - учителя физики; * 96,2% - учителя математики; * 95,7% - учителя биологии; * 94,6% - учителя русского языка и литературы; * 94,3% - учителя географии; * 87,7% - учителя иностранных языков; * 51,6% - учителя музыки и пения; * 60,2% - учителя трудового обучения; * 63,3% - учителя ИЗО и черчения; * 71,9% - учителя физической культуры; * 76,6% - учителя ОБЖ; * 87,6% - учителя информатики.
Cлайд 9
В конце учебного года лица пенсионного возраста среди учителей составили 18,7%, при этом в городских школах учителя в возрасте старше трудоспособного составили почти пятую часть, а в сельской местности – седьмую. В более «почтенном» возрасте находятся учителя химии – доля лиц пенсионного возраста составляет среди них более 25%, в пенсионном возрасте находится и примерно каждый четвертый учитель физики и математики, каждый пятый учитель трудового обучения, русского языка и литературы, биологии, географии. Менее всего доля лиц в возрасте старше трудоспособного среди преподавателей информатики (71%)
Cлайд 10
Более половины всех учителей имеют стаж работы более 20 лет. Высшую квалификационную имеет каждый четвертый учитель ( каждый третий городской и каждый седьмой сельский учитель). Среди учителей начальных классов высшую квалификационную категорию имеют 22,1% (в городах -29,5%; в селах -12,%) Учителя- предметники имеют высшую квалификационную -26,2% ( в городах -34,4%, в селах -15,2%)
Cлайд 11
На конец учебного года в государственных и муниципальных дневных школах работало 50,1тыс. Внешних совместителей (4,4% от общей численности учителей). Больше всего работников со стороны привлекалось для прнподавания6 Музыки и пения (18,6% от общей численности преподавателей этого предмета). информатики (10,5%) ИЗО и черчения (8,6%) химии (8,5%), физики (8,0%)
Cлайд 12
профессия учителя становится все более женской сферой деятельности. учитель становится более образованным (2000г – 75,8%, а 2010г – 84,2%) учитель стареет: доля лиц в возрасте старше трудоспособного составила – 18,7%, против 10,6% в 2000г.
Cлайд 13
Школьные учителя больше всего времени тратят на уроки-21-22часа в неделю и подготовку к занятиям – 12,5 часа. Те кто занимается репетиторством, тратят на это около 5-6часов в неделю, а на преподавание в других учебных заведениях– около 10-11 часов.
Cлайд 14
Зарплата школьного учителя в своем учебном заведении выросла почти вдвое: 15,2тыс. рублей против 7,6 тыс.рублей в 2006г. также как доходы в других учебных заведениях (рост с 3 до 5,7тыс.рублей). Дополнительную оплачиваемую работу имеют более трети школьных учителей, однако этот показатель снизился с 40,8% до 36,2%.
Cлайд 15
Многие учителя хотели бы сменить место работы или перестать работать, но в последнее время этот показатель снизился с 44,3% до 35,9%. На традиционный вопрос мониторинга: «Представьте себе следующую ситуацию: вам предлагают перейти на другую работу с более высоким уровнем заработной платы, чем у вас сейчас. Если, да то при каком минимальном уровне заработной платы?» В среднем надо было предложить учителю не менее 45тыс. рублей ( в 2006г – 26тыс.рублей)
Cлайд 16
Иностранный язык и компьютер постепенно становятся неотъемлемыми атрибутами общей культуры педагога. Не реже 1-2 раз в неделю пользовались компьютером в 2006г. половина учителей, а сейчас – 72%. Среди них активно растет ( с 21% до 56%) и доля пользователей Интернетом и электронной почтой.