Негативное отношение к детям как следствие профессионального выгорания педагогов Педагог-психолог Т.В.Куксина
Cлайд 2
Здоровье – это… Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов
Cлайд 3
Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия. Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье: 1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как: Полное спокойствие Уверенность в своих силах Вдохновение 2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Cлайд 4
Профессиональные деформации и синдром эмоционального выгорания 1.Общепедагогическая деформация 2.Типологическая деформация. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
Cлайд 5
Деформация личности учителя Изменения, нарушающие её целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешному осуществлению деятельности. Изменение, подавление или разрушение структур, не участвующих в процессе профессиональной деятельности.
Cлайд 6
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.
Cлайд 7
5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: 1.Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы); 2.Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества); 3.Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);
Cлайд 8
4.Интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы); 5.Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
Cлайд 9
Стадии развития СЭВ 1.Снижение качества интеллектуальной составляющей работы: ухудшается память, снижение интереса к работе, потребности в общении (никого не хочется видеть), нарастание апатии к концу недели, повышается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. 2.Полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил, стремление к уединению (аутизм).
Cлайд 10
Синдром хронической усталости сопровождается: прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле.
Cлайд 11
Cлайд 12
Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.
Cлайд 13
Профилактические меры 1.Оценить ситуацию. 2.Создать себе комфортные условия работы. 3. «Уйти в отключку», расслабляться. 4.Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке. Общаться на отвлеченные темы. Использовать перерывы для прогулки, отдыха, обеда. Не боятся ошибаться. Готовность к потенциальным переменам.
Cлайд 14
САМ СЕБЕ ПСИХОТЕРАПЕВТ! 1.Общение с природой, прогулки 2.Музыка. 3.Цветотерапия (яркая кружка, картинка, фоторамка на столе и т.п.). 4.Ароматерапия (любимые духи, ароматы). 5.Массаж и самомассаж. 6.Аутотренинг (настрои). 7.Медитация, оставаться наедине с собой. 8.Любимое хобби. 9.Любимая (удачная) фотография на видном месте. 10.Бассейн, баня, сауна, фитобочка, обливание! 11.Занятия физкультурой. 12.Чаще пойте! 13.Шутите! 14.Общайтесь с дорогими и близкими людьми. 15.Вера в лучшее. Оптимизм!