Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №218» Индустриального района г. Барнаула Носова Ольга Владимировна 2012
Cлайд 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №218» Индустриального района г. Барнаула Развитие коммуникативных способностей дошкольника посредством игровой деятельности. Педагогический опыт воспитателя МБДОУ №218 Индустриального района Носовой Ольги Владимировны г. Барнаул 2012г.
Cлайд 3
а Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством игровой деятельности. Содержание: 1. Теоретическая интерпретация опыта. 2. Условия становления опыта. 3. Планирование. Формы работы с детьми. 4. Особенности методической работы по теме. 5.Содержание воспитательно - развивающей работы с детьми. 6. Содержание и формы работы с родителями. 7. Приложение: Конспект занятия «На посту пограничник стоит» (подг. возраст); Фотомонтаж «Играйте вместе с нами».
Cлайд 4
Теоретическая интерпретация опыта. Исследователи дошкольного детства убедительно доказывают, что задача построения эффективного обучения дошкольников обязательно должна включать в себя задачу целенаправленного формирования игры – ведущего определяющего психическое развитие ребенка вида деятельности. Игра всегда подразумевает взаимодействие, ибо играть – значит вступать в контакты с кем-то. В этом плане игра – это диалог между партнерами или группами играющих. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на свое место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит через игру. Актуальность: К сожалению, отношение современных дошкольников к игре существенно изменилось. В первую очередь это связанно с закрепившимся разрывом между поколением детей и поколением родителей. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. У детей наблюдается дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками.
Cлайд 5
Кроме того, в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Просмотр телепередач, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга для ребенка. Внедрение технологий повышает ценность интеллекта с раннего возраста. Родители хотят, чтобы дети начинали учиться как можно раньше. Обозначенные проблемы ведут к снижению уровня развития игровой деятельности. Наблюдения за игрой дошкольников показывают, что дети не умеют самостоятельно организовывать предметно-игровую среду, развивать сюжет игры и наполнять его смыслом, устанавливать отношения с партнером по игре, у большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. Поэтому было принято решение более углубленно заняться этой проблемой. Цель данной методической работы – формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и умений для развития способности к совместным действиям в игровой деятельности. Первоначально были поставлены следующие задачи: создание полноценной предметно-развивающей среды в группе для развития игровой деятельности детей; формирование у детей умения совместно строить и творчески развивать сюжет игры; развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях: со сверстниками, педагогами, родителями, другими окружающими людьми; формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) средствами человеческого общения.
Cлайд 6
Результативностью работы является: -научить детей понимать контекст и смысл различных ситуаций; -сформировать эмоциональную отзывчивость во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками; -сформировать умение реализовывать замысел игры, используя предметы-заместители; -научить в игре создавать модели разнообразных отношений между людьми. Была выдвинута следующая гипотеза: Если использовать в работе с детьми ведущий для дошкольного возраста вид деятельности – игру, то у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и взрослым людям, они приобретут знания, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе. В работе использовались разнообразные методы обучения детей: - развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, и др.); - наблюдения, прогулки, экскурсии; - рассматривание рисунков и фотографий; - использование проблемных ситуаций; - свободное и тематическое рисование; - лепка; - чтение художественных произведений; - рассказ педагога и рассказы детей; - сочинение историй; -беседа-обсуждение по поводу посещения культурных мероприятий, экскурсий, чтения книг и просмотра телепередач; - наблюдение свободной игровой деятельности детей.
Cлайд 7
Формы работы: 1.Совместная деятельность ребенка со взрослым, реализуемая на базе различных позиций общения: «над», «под», «на равных»; 2.Совместная деятельность ребенка со сверстниками; 3.Эмоционально насыщенная индивидуальная игровая деятельность.
Cлайд 8
Условия становления опыта. Целенаправленная работа по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста начата в 2003 году. Наблюдения за свободной игровой деятельностью детей данной группы показывали однообразие игровых сюжетов у детей и их зависимость от предшествующего опыта, неумение до конца реализовать свой замысел, нежелание устанавливать контакты со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации. Дети предпочитали индивидуальную игровую деятельность совместным действиям с партнером по игре. Дети отказывались от проявления инициативы в игре, предлагали в лучшем случае один вариант игры. Большинство из них выступали пассивными участниками и занимали подчинительную позицию в общении. Конечно, в группе были и дети с высоким уровнем развития игровой деятельности, дальнейшее развитие предполагало установление более тесных контактов со сверстниками и взрослыми. Для успешного формирования игровых умений детей в группе организована предметно-игровая среда, включающая в себя: - «Кукольный уголок» с атрибутами для сюжетно-ролевых игр; - строительные комплекты; переносные ширмы для создания игровых пространств; - мобильные тематические наборы («семейные» персонажи, кукольная мебель, машинки, домики и пр.), которое ребенок может взять в любое удобное для себя место; - предметы-заместители и т.д. Задача взрослого расширить и углубить опыт игрового взаимодействия, научить использовать разнообразные виды взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика, пантомимика).
Cлайд 9
Формы работы с детьми. В основу планирования положен принцип развития личности в совместной деятельности со взрослым (по концепции Н.Я. Михайленко), согласно которой формирование игровых умений должно строиться в трех направлениях: - развитие совместной игры воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения; - развитие самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации; - развитие совместной деятельности ребенка со сверстниками. По данной теме был составлен перспективный план развития игровой деятельности, который содержит этапы ее формирования, начиная с трех лет. Работа ведется с постепенным усложнением сюжета игры и введения новых сюжетно-ролевых игр, соответствующих возрасту. Далее осуществлялись различные виды работы, начиная с детей трехлетнего возраста. Трехлетние малыши всем видам игр предпочитают режиссерскую игру, а ближе к четырем годам – сюжетно-образную (по концепции Д.Б. Эльконина). Основное содержание игры - действие с предметами. Дети этого возраста часто разговаривают с игрушками, как с партнерами по игре. Они обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшейся на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Постепенно роль партнеров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоем, а затем к групповым играм. Сюжеты игр в основном бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце 3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2 – 3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру сюжеты из сказок.
Cлайд 10
Режиссерская игра предполагает наличие у ребенка определенного уровня воображения. На этом этапе у детей были убраны игрушки, с которыми можно играть только однопланово, в одном варианте. Взамен были предложены предметы, которые в игре могут быть самыми разными вещами: кубики, колечки, столовые ложки, коробочки и т.д. Дети играли с кубиками в роли машинок (катали их, гудели), с ложками в роли кукол (заворачивали в тряпочки, пели им песенки, баюкали), с коробочками в роли домиков, и т.д. На этом этапе развития игры дети не всегда могли понять друг друга, поэтому им была оказана помощь в установлении контактов друг с другом. Ближе к четырем годам режиссерская игра перешла в сюжетно-образную. На этом этапе развития игры, дети самостоятельно ставят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому им была предложена помощь при словесном обозначении игровой задачи. Научившись действовать с предметами, дети перешли к отображению простейших взаимоотношений между персонажами. В этот период ребенок охотно играет совместно со сверстниками, активно включается в игры других детей. Бытовые сюжеты все также преобладают, но они становятся уже менее статичны. Дети все чаще используют сюжеты хорошо знакомых сказок. В этом возрасте ребенок берет на себя роль, но еще редко называет себя соответственно этой роли. Он избирательно относится к предметам-заместителям, часто предлагая свой вариант сверстникам. Недостающие тематические игрушки заменяются другими предметами. Например, играя в игру «День рождения куклы Маши», дети вместе приготовили угощение (пирожки, конфеты из пластилина), накрыли на стол, пригласили кукол в гости. Так, постепенно, совместно они завязали сюжет игры, распределили между собой роли, начали взаимодействовать друг с другом.
Cлайд 11
В средней группе сюжетно-образная игра постепенно перешла в образно-ролевую. Воплощение замысла в игре в этом возрасте происходит путем решения нескольких игровых задач, усложняется способ их решения. В своей игре они отражают уже не только назначения предметов, но и взаимоотношения взрослых. Дети показывают характерные особенности персонажа с помощью средств выразительности (движений, мимики, жестов, интонации). Для развития воображения им необходим различный бросовый материал: лоскутки, брусочки, бусы, веера. Эти предметы помогают им вжиться в определенную роль: Бэтмена, человека-паука, полицейского, пирата, невесты, принцессы и т.д. Детям было предложено сделать красивую коробку, в которую можно было складывать ценные, с точки зрения детей, вещи: бусы, резиночки, ободки, старые часы. Такие предметы помогают развивать фантазию ребенка, побуждают его к созданию новых сюжетов и игровых связей. Сюжеты игр стали развернутыми и разнообразными. Появились общественные сюжеты. В игре дети комбинировали сюжеты из сказок и реальной жизни. Они самостоятельно выбирали необходимые им предметы-заместители и способы взаимодействия с ними, легко давая им словесные обозначения. В старшем возрасте дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи. Они совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. У них появилась длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют.
Cлайд 12
Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Ролевое взаимодействие содержательно, дети используют разнообразные средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые. Им необходимо иметь характерные атрибуты роли, и набор предметов для самого разного использования. Детям этого возраста были предложены игрушки с мелкими деталями: куклы с сумочками, в шляпках, с сережками, роботы-трансформеры, машины известных марок, набор дополнительных атрибутов для игр. У них появился свободный доступ к различным материалам: пластилину, ножницам, клею, краскам. На данном этапе развития игры дети активно включаются в создание предметно - игровой среды. Например, при организации игры «Бал маленьких принцесс», девочки сначала самостоятельно сделали для себя наряды (из тряпочек, бус, лоскутов ткани), затем организовали площадку, огороженную стульями и кубиками, развешали воздушные шары. Когда все было готово, дети распределили между собой роли и придумали сюжет игры. Далее завязалась игра с усложнением сюжета по ходу ее развития. Перед тем, как детям предлагается новая игра, их игровой опыт активно обогащается: проводится беседа, рассматриваются иллюстрации по данной теме, читается книга, и т.д.
Cлайд 13
Таким образом, были сделаны следующие выводы: 1. Если не будет насыщенного опыта взаимодействия со взрослым (воспитателем, родителями), игра будет замкнута в рамках одних и тех же сюжетов, не будет развития игрового содержания; 2. Задача взрослого расширять и углублять опыт игрового взаимодействия «один на один» с ребенком, у играющего воспитателя будут играющие дети; 3. Большие трудности возникают в использовании спонтанно возникших ситуаций для развития воображения ребенка, т.к. воспитатель должен всякий раз показывать новый , придуманный почти мгновенно способ употребления знакомого детям предмета; 4. Не возникает больших трудностей в организации многофункциональной среды и индивидуальных игровых пространств при наличии разных по величине и форме строительных материалов, легкой нестандартной мебели, лоскутов ткани и т.д. На основе проделанной работы, два раза в год проводится диагностика развития игровой деятельности детей, а также совместной деятельности ребенка со сверстниками
Cлайд 14
Особенности методической работы по теме. Методическая работа ведется в нескольких направлениях: - обеспечивается методическими материалами и пособиями педагогический процесс; - составлена методическая картотека литературных источников по проблемам развития игровой деятельности; - организована специальная предметная игровая среда с учетом возрастных особенностей детей; - по мере необходимости меняется и дополняется оборудование и материалы для игры; -создана картотека дидактических, сюжетно-ролевых, развивающих игр для решения конкретных практических задач; - ведется целенаправленная работа с семьей через систему домашних заданий и индивидуальных консультаций для создания опыта совместных действий ребенка с родителями ; - принимается активное участие в работе методических объединений для педагогов, обмен педагогическим опытом. В будущем планируется повторное обследование детей дошкольного возраста, анализ результатов экспериментальной работы, распространение опыта среди коллег МБДОУ №218 и проведение опытно-экспериментальной работы в старшем дошкольном возрасте.
Cлайд 15
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми. Для решения поставленных задач были организованы индивидуальные пространства для игр и многофункциональная предметная среда на основе следующих требований: - наличие индивидуальных мест для режиссерских игр и наборы строительного материала, многофункциональные предметы-заместители; - открытость к завершению, незавершенность организации предметного пространства (недостроенный дом из мебели, коробки с выстеленным дном, расстеленный отрез ткани на полу); - приспособленность предметной среды к совместной деятельности ребенка и взрослого; ребенка и сверстника; - наличие в достаточном количестве природного материала; - свободный доступ к различным материалам (пластилину, краскам, клею, ножницам). Осуществлялись следующие виды работы: - использовались спонтанно возникшие ситуации для переосмысления предметов с точки зрения их функций. Например, в играх «Для чего этот предмет?», « Придумай сам»; обыгрывались ситуации через организацию диалога игрушки с ребенком по поводу какой-либо проблемы (для разрешения конфликтных ситуаций; при необходимости определенного вида действий ребенка; при организации помощи няне или сверстнику); - на занятиях побуждали детей объединять предметы и материалы в одном сюжете, развивать его с опорой на поставленные педагогом вопросы; - игровые сюжеты обогащались методом постановки дополнительных вопросов: что произошло дальше, где был главный герой игры, кто ему и в чем помогал и т.д.;
Cлайд 16
- в индивидуальной встрече с ребенком учили создавать воображаемую ситуацию с опорой на образ-роль, способствуя эмоциональному проживанию образа посредством мимики и жестов; - обогащался реальный опыт и знания ребенка о свойствах материалов и предметах окружающего мира, жизни животных.
Cлайд 17
Содержание и формы работы с родителями. Обеспечивается тесная связь с семьей через систему заданий для развития игровой деятельности ребенка в домашних условиях. В средней группе проведено родительское собрание на тему «Общение детей в семье». Подготовлена папка-передвижка с описанием задач развития игровой деятельности дошкольников, и играми для совместных занятий ребенка и родителя. В индивидуальных встречах родители знакомятся с результатами диагностики, им предлагаются семейные игры, для обогащения опыта ребенка в общении с родителями, сближающие их друг с другом, обсуждается роль родителей в организации игры. Оформлен ряд тематических выставок: «Растем, играя», «Учим детей общению», « Какие игрушки нужны детям?», « Виды сюжетно-ролевой игры» (фотосессия), «Капризный ребенок – как ему помочь?» и т.д. Систематически ведутся наблюдения за особенностями взаимодействия родителя и ребенка, знакомство с традициями семейного воспитания.
Cлайд 18
«На посту пограничник стоит». (конспект занятия – подготовительный возраст)
Cлайд 19
Цель: Показать уровень сформированности умений и навыков, приобретенных в течение учебного года. Задачи: - формировать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его во имя своей Родины. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищение героизмом людей. - выявить уровень сформированности умения делать звуковой анализ слова, делить слово на слоги, составлять слово из имеющихся букв. Выявить уровень сформированности умения называть слово на заданный звук, выделять звуки в словах. -выявить уровень сформированности умения ориентироваться в пространстве, используя слова: справа, слева, около, вокруг. Во времени: дни недели, месяцы, времена года. Выявить уровень сформированности умения решать примеры в пределах первого десятка. Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Материалы и оборудование: пилотки (10 шт.), набор карточек с буквами, набор карточек с примерами в пределах первого десятка, картинки с танками, ребус, спортивный инвентарь( массажные дорожки, тоннель, канат). Литература: - Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет» - Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно»,-М.,2003г. - Васильева М. В. «Программа обучения и воспитания в детском саду» -М.,1978г.
Cлайд 20
в Ход занятия: - Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: Он знаком ребятам всем, И с орлом он носит шлем, За спиной его винтовка, Марширует очень ловко. (воин, солдат, военный) - Какое важное дело выполняют воины? - Какие пословицы и поговорки о защитниках нашей Родины вы знаете? - В армии служит много представителей военной профессии. Кого вы можете назвать? - У многих профессий говорящие названия. Например, слово «учитель» образовано от слова «учить». Попробуйте сами образовать названия профессий: Летает на вертолете - … Ездит на танке - … Плавает на подводной лодке - … Прыгает с парашютом - … Охраняет границу - … - Для чего пограничнику нужна такая форма? Какого она цвета? Почему форма пограничника такой окраски? - Сегодня мы с вами попробуем овладеть этой сложной профессией. - Можно ли не обучаясь овладеть профессией пограничника? - Что нужно сделать для того, чтобы стать хорошим пограничником? - Людям разных профессий для выполнения их работы часто требуются специальные предметы – атрибуты. Как вы думаете, что нужно пограничнику?
Cлайд 21
Дети выбирают необходимые им атрибуты (пилотки, пистолеты, полевую сумку с документами, и т.д.). Выбирается среди детей командир и заместитель командира, медсестра, остальные рядовые пограничники. Солдаты выстраиваются в шеренгу, командир (воспитатель или ребенок) читает приказ командования: - Утром от командования нашего штаба получено известие: на территорию нашей страны проникли вражеские объекты. Что это за объекты, вы должны догадаться сами: Не трактор, а с гусеницами, Не крепость, а с башней, Не оружие, а с дулом. (танк) - Местонахождение объектов можно проследить по данной карте. Наша задача: найти и уничтожить противника. - Отряд, в одну колонну становись! Приказываю, посмотреть по карте наше следование. Нам предстоит пройти минное поле, затем перейти через реку, пройти по тоннелю и обойти большое озеро. Итак, вперед! При переходе через границу, противник оставил следы. Будем следовать по данным следам до самой границы (дети снимают чешки и проходят путь до границы босиком по массажным стелькам до нарисованной красной границы). Одеваем чешки. А теперь сверимся с картой…Перед нами поле.
Cлайд 22
- Внимание! Враг заминировал поле, через которое нам необходимо пройти. Приказываю найти безопасный путь, и обойти мины (решить примеры-кочки, на каждый пример два ответа, верный - встаем на кочку, неверный - тонем в болоте, подрываясь на кочке): 4+3 8+1 10 – 2 5+4 10 – 3 - Сколько мин мы смогли обойти? - Сверимся по карте. Что перед нами находится дальше? (река) - Необходимо перейти реку по бревну (переходим по мосту на следующий берег). - Посмотрите, на этом берегу разбросаны буквы. Составьте из них опасное слово. В Р З В Ы - Что может взорваться, мы узнаем, прочитав эти слова: мина, пуля, граната, бомба. - Чтобы их обезвредить, надо разделить слова на слоги, поставить ударение и найти самое длинное слово. - Сверимся с картой. Куда мы направляемся дальше? - Надо проползти по тоннелю и прийти к озеру. Проползти по тоннелю сможет только тот, кто ответит на мои вопросы: 1. Назови слово со звуком «з». 2. Раздели слово на слоги: вин-тов-ка. 3. Какое слово не подходит: танк, Таня, танковый, танкист. 4. Назови летние месяцы. 5. Когда мы это делаем: спим – (ночью), завтракаем – (утром).
Cлайд 23
6. Назови первый звук в слове: пограничник. 7. Назови ласково: лиса - …, медведь - …, волк -…, заяц-… 8. Сегодня понедельник. Что было вчера? 9. Если сейчас осень, то, какое время года было до него? 10. Какое слово не подходит: март, лето, весна, осень. - Перед нами озеро. Как оно называется, можно прочитать по карте. Чтобы узнать, по какой стороне озера идти дальше, надо решить ребус (ребус висит на стене, воспитатель задает вопросы, дети вписывают сами слова печатными буквами, слова из двух-трех слогов, ключевое слово посередине выделено красными квадратами). - Ключевое слово получилось: «налево». - Внимание! Мы за озером! В этом районе находятся вражеские объекты. Сколько танков обнаружено у противника? (20 танков) - Каких танков больше: зеленых или коричневых? - Обведите число, которое у нас получилось: 10 12 18 20 - Приказываю: уничтожить противника! Танк считается уничтоженным, при точном попадании в мишень. При уничтожении одной боевой машины считать, сколько машин осталось. (Дети кидают в мишень мешочки с песком и считают в обратном порядке, сколько машин остается. Кидают по очереди, кто не попадает, отдает гранату следующему и так до полного истребления танков) - Задание выполнено! Противник уничтожен! За проявленные успехи наградить бойцов пограничного отряда орденом славы. Молодцы! Предлагаю спеть песню «На посту пограничник стоит». Вольно!
Cлайд 24
Фотомонтаж
Cлайд 25
Кушай, кукла,- ты мала, Не растешь нисколько. Знаешь, что я принесла? Суп, варенье, шоколад, Апельсина дольку.
Cлайд 26
Мне секрет открыла мама. «Слушай, дочка – говорит,- Чтобы крем был вкусный самый, Шоколадку раствори, Молоко по капле капай И взбивай, не поленись». Получилось! И на запах Все на кухне собрались.
Cлайд 27
Cлайд 28
Заболели все мои игрушки: И жираф, и кукла, и медведь. Кукле я отдам свою подушку, Чтобы мягче было ей сидеть.
Cлайд 29
Я перевяжу жирафу шею И мишутку уложу в кровать… Только кошка Кнопка не болеет И не хочет лапу бинтовать.