СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ №79 Г.ТОМСК ИВДНИНА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА
Cлайд 2
Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.
Cлайд 3
Фонематический слух – тонкий, систематизирован-ный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, т.е. это представление ребёнка о звуковом составе слова Что такое «фонематический слух»?
Cлайд 4
Формирование способности различать гласные звуки; Различать согласные звуки. Стадии развития фонематического слуха:
Cлайд 5
Приемы воспитания слухового внимания Использование музыкальных инструментов Использование игрушек, различных предметов.
Cлайд 6
Что такое «фонематическое восприятие»? Фонематическое восприятие – способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.
Cлайд 7
Ступени формирования фонематического восприятия Различение и выделение - слов в предложении; - слогов в слове; - звуков в слоге и слове; Овладение умением узнавать звук на фоне слова; Выделять первый и последний звук в слове; Определять последовательность, качество и количество звуков в слове; Определять место звука в слове по отношению к другим звукам в слове.
Cлайд 8
Старший дошкольный возраст Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком, находят слова с этим звуком, определяют место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). У них развивается способность к звуковому анализу слова.
Cлайд 9
Подготовительный дошкольный возраст Детей подготовительной к школе группы учат делить слова на слоги, называть каждую часть слова, Составлять слова из слогов, определять последовательное звучание слогов в слове, развивать умение выделять звуки, входящие в состав слога, находить и вычленять ударный слог, самостоятельно преобразовывать слова: лук-лучок-лучище. Совершенствуют фонематический слух: умение называть слова с определённым звуком, в предложении находить слова с этим звуком, определять место звука в слове.
Cлайд 10
К чему готовит развитие фонематического слуха и восприятия Развитие фонематического слуха и восприятия у детей в дошкольный период и, прежде всего, ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи.
Cлайд 11
Влияние развития фонематического восприятия на формирование речи. Развитие фонематического слуха Развитие лексико-грамматической стороны речи Развитие эмоциональной выразительности речи Развитие речевой активности Обогащение словаря Грамотное чтение и письмо Развитие слоговой структуры слова Правильное звукопроизношение
Cлайд 12
Типичные недостатки фонематического слуха у дошкольников Сапка - шапка Типлёнок - цыплёнок Ыба - рыба Столь - стол
Cлайд 13
Ребёнок не «слышит», а потому пропускает предлоги: «Оля гуляла санками» - Оля гуляла с санками. «Дети купались возере» - Дети купались в озере. «Цветы стояли вазе» - Цветы стояли в вазе.