Воспитательные возможности современных образовательных технологий деятельностного типа Русецкая М.А., заместитель директора по ВР НОУ СОШ «ЧаШа», г. Обнинск
Cлайд 2
Пути к ФГОС
Cлайд 3
«Технология» «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Технология – наука о мастерстве, педагогическая технология может рассматриваться как «набор для педагогического конструирования» (А.К.Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий.2004)
Cлайд 4
Педагогическая технология 1) комплекс современных технических средств; 2) процесс коммуникации; 3) средства и процесс обучения
Cлайд 5
Политехнологизм Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» НИИ школьных технологий Герман Константинович Селевко - заслуженный работник высшей школы, академик Международной академии педагогических наук, профессор, автор 2-х-томной Энциклопедии образовательных технологий, автор технологии саморазвивающего обучения. http://www.selevko.net/
Cлайд 6
Корни современной образовательной парадигмы Развивающее обучение Авторские методики ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович
Cлайд 7
Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили создатель Международного центра гуманной педагогики «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе» http://amonashvili.com/
Cлайд 8
Тенденция образовательного сдвига Поле знаний вооружение личности готовностью жить в современном мире
Cлайд 9
Деятельностный подход Теория деятельности, основанная А.Н. Леонтьевым (или деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский)
Cлайд 10
Продуктивные технологии (или технологии деятельностного типа) - технология проблемного обучения; - технология исследовательской деятельности; - технология проектной деятельности; - технология групповой работы; - здоровьесберегающие технологии; - информационные технологии и т.д.
Cлайд 11
Воспитание личности ребенка Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности – в первую очередь значит 1) научиться получать знания и 2) научиться жить вместе, работать в команде.
Cлайд 12
Компетентностный подход
Cлайд 13
Компетенция и компетентность Компетенция – это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, готовность действовать в неопределенной ситуации Компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, навыковая составляющая образования, стандарт на выходе) (Д.Л. Иванов АПКиППРО. 2005)
Cлайд 14
Ключевые компетенции общекультурная (учебно-познавательная и информационная) – готовность к работе с информацией; коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; социально-трудовая (кооперативная) – готовность к сотрудничеству с другими людьми; личностного определения (проблемная) – готовность к решению проблем.
Cлайд 15
Основные социальные компетенции Умение решать проблемы. Умение работать в команде. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии. (по Д.Л. Иванову)
Cлайд 16
Метод проектов один из универсальных и многофункциональных подходов к обучению и содержит возможности для формирования практически всего спектра социально-коммуникативных компетенций 6 П (проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио)
Cлайд 17
Технология проблемного обучения проблемно-диалогическое обучение или проблемный диалог в рамках Образовательной системы «Школа 2100»
Cлайд 18
Игровые технологии 1) игры направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать
Cлайд 19
Технологии активного обучения или АМО метод эвристических вопросов, «мозговая атака», драматизация и театрализация, приемы рефлексии и пр. Формы групповой работы в рамках технологии интерактивного обучения (пары, ротационные (сменные) тройки, «карусель» (внутреннее и внешнее кольцо с разными заданиями), «аквариум», «броуновское движение», «Займи позицию»)
Cлайд 20
ТРИЗ теория решения изобретательских задач) (Г.С. Альтшуллер, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук) Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) Образный ТРИЗ
Cлайд 21
Учим доказывать, спорить Метод дебатов, кейс-технология, учебная дискуссия, …
Cлайд 22
Социально-воспитательные технологии Организация и проведение группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой) Педагогика сотрудничества технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманской)
Cлайд 23
Социально-воспитательные технологии Технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт) Технология саморазвития личности учащегося (А.А. Ухтомский - Г.К. Селевко) Технология самообразования и саморазвития человека (автодидактика В.А.Куринского)
Cлайд 24
Социально-воспитательные технологии Технология развития театрального творчества медийные технологии (медиаобразовательные приёмы для развития медиакомпетентности учащихся (Фёдоров А.В. и др.) …
Cлайд 25
Воспитательные методы метод «сократовской беседы» метод «деловой игры» метод развития интуиции методы поддержки развития коммуникативных способностей : метод «создания воспитывающих ситуаций» метод коммуникативного тренинга метод «угашения отрицательных переживаний» метод социального закаливания …
Cлайд 26
Библиографический список Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Центр инновационных технологий. Казань- 2006 Дыбина О.В. Педагогическая технология: сущность, особенности ее использования. - сб. Компетентностно-ориентированные педагогические технологии: сб. науч. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2009 Иванов Д.Л. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.Л. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколов.- М. : АПКиППРО, 2005 Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей / И.О. Карелина. – Ярославль: Академия развития, 2006 Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994 Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий – СПб.: КАРО, 2004 Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4 Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999 Молчанова, З.М., Тимченко, А.А. Личностное портфолио старшеклассника – М.: «Глобус», 2006 Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – В 2 т. Т. 1. – М. : НИИ школьных технологий, 2006 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий») Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005 Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007 Электронные информационные ресурсы Бермус А.Г.Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. – 10.09.// http://eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm Компетентностный подход в воспитании. http://schoola12.ucoz.ru/publ/kompetentnostnyj_podkhod_v_vospitanii/1-1-0-3 Глоссарий. Федеральный портал "Российское образование". Сетевое объединение методистов (СОМ) http://www.edu.ru/index.php?page_id=50