Наличие фактически выполняемого (с изменениями и дополнениями) плана работы школы, согласованного с органами управления Наличие должностных инструкций, правил внутреннего распорядка, положений о заработной плате и премировании, об оказании платных педагогических услуг. Наличие необходимой документации, обеспечивающей организацию учебного процесса и ее качество. Документы по работе с кадрами, в том числе контракты, материалы об успешности и движении кадров для аттестации. Вариативное образование: Наличие авторских программ, экспертиза компетентными специалистами проводимых в школе экспериментов, Наличие авторского учебного плана.
Cлайд 4
Успешность управленческой деятельности: Текучесть кадров, Успешность реализации программы социально – экономической, психолог – педагогической, информационной и здоровьесберегающей поддержки педагогов, Сменяемость администрации, Удовлетворенность коллектива деятельностью администрации, Удовлетворенность учащихся и родителей УВП в школе (определяется путем независимого опроса), Удовлетворенность педагогического коллектива психологическим климатом.
Cлайд 5
Оценка методической работы в школе Удовлетворенность педагогов методической помощью, оказываемой им администрацией школы, Успешность внутришкольной профессиональной учебы, удовлетворенность педагогов собственной деятельностью, Проведение успешных открытых педагогических мероприятий: открытых уроков, семинаров. Конференций, Совместная работа с научными учреждениями, Успешность деятельности школьных общественно – педагогических формирований: временных творческих коллективов, микроисследовательских групп, предметных кафедр, методических объединений и лабораторий, разновозрастных научных обществ, Получивший внешкольное признание ППО и передовой управленческий опыт.
Cлайд 6
Упражнение Положительная и отрицательная обратная связь
Cлайд 7
1. Качество образования – приоритетное направление деятельности современной школы
Cлайд 8
Основные направления модернизации образования ДОСТУПНОСТЬ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании
Cлайд 9
что такое «КАЧЕСТВО» ? Качество как абсолютная оценка. В этом значении качество является синонимом превосходства. Качество как свойство предмета, объекта, явления. В этом значении оно определяется по какому-либо измеримому количественному параметру объекта или явления. Качество как соответствие назначению. Дж.Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования. Качество как соответствие стоимости. Здесь качество – это соотношение полезности и цены продукта. Качество как соответствие стандартам. Качество определяется как целевые и допустимые значения тех или иных параметров.
Cлайд 10
Квалитология – триединая наука, включающая: теорию качества теорию оценки качества теорию управления качеством
Cлайд 11
Теория качества Качество образования: многообразие взглядов
Cлайд 12
ЗАДАНИЕ Закончить определение понятия «Качество образования – это…»
Cлайд 13
Качество образования = качество обучения. Качество образования есть качество обучения и всего воспитания. Качество образования есть степень развитости личности (чаще других такое понимание высказывают философы, психологи, методологи, социологи, педагоги). Качество образования понимается как количество выпускников, поступивших в вузы. Качество образования понимается как готовность выпускника к жизни по 6 позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.
Cлайд 14
В толковом словаре С. И. Ожегова дано следующее определение понятия качество: «1. КАЧЕСТВО – это совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; 2. То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-либо» Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. КАЧЕСТВО – совокупность свойств, признаков, выражающих существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно таким, а не иным. Качество обусловливает способность объектов (товаров, услуг, работ) удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям; определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.
Cлайд 15
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности; определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. К.о. прежде всего измеряется его соответствием образовательному стандарту. (Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, 2004).
Cлайд 16
Почему нет однозначного понимания качества образования? Образование – результат Образование – процесс Образование - средство Образование - система
Cлайд 17
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям (пр.всего стандарту), социальным и личностным ожиданиям
Cлайд 18
Первая группа противоречий – это противоречия между массовым характером образования и его качеством. Вторая группа противоречий связана с постановкой целей образования
Cлайд 19
Документы ЮНЕСКО Доклад «Образование: скрытое сокровище» Учиться узнавать Учиться делать Учиться жить вместе Учиться быть О понимании качества образования
Cлайд 20
В.С. Собкин: мнения учителей о целях школьного образования Москва Амстердам Знания 72% 9% Способности 64% 86% Опыт общения 34% 58%
Cлайд 21
Задание Изучить текст «Современная школа: поиск понимания смысла деятельности» и дать оценку деятельности конкретной школы в данном контексте
Cлайд 22
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ как средство повышения качества образования «…Конечным образовательным результатом общего образования является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться в современном жизненном пространстве. Личность может быть охарактеризована следующими качествами: направленностью, познавательными, трудовыми, эстетическими качествами, коммуникативностью и физической подготовкой. Развитие личности – главная задача образования, которая реализуется средствами учебных предметов, каждый из которых в той или иной степени направлен на развитие определенных качеств личности. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов…» Из концепции 2-го поколения стандартов
Cлайд 23
Какими могут быть новые образовательные результаты? Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений
Cлайд 24
Какими могут быть новые образовательные результаты? развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации, имеющейся в составе ИУМК Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
Cлайд 25
Какими могут быть новые образовательные результаты? В жизни нам приходится не столько решать учебные задачи, сколько делать важные дела выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала
Cлайд 26
Какими могут быть новые образовательные результаты? Жизнь не похожа на учебные задачи. Каждая жизненная проблема новая. Чему надо научить детей? формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов
Cлайд 27
Какими могут быть новые образовательные результаты? В советском обществе идеалом работника был исполнитель. Современная эпоха требует созидателя. развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации
Cлайд 28
Какими могут быть новые образовательные результаты? Большое дело не сделать в одиночку. формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение
Cлайд 29
Какими могут быть новые образовательные результаты? Население России сокращается. Многие эксперты считают, что ей не выжить без помощи иммигрантов развитие толерантности, т.е. понимания, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения
Cлайд 30
Качество образования Образовательные результаты Образовательные результаты Образовательные эффекты Знания, умения и навыки Развитие способностей учащихся Развитие способностей учащихся Знания, умения и навыки ТШ РО
Cлайд 31
2. Оценка качества образования
Cлайд 32
Уровни оценки качества образования Международный Международные исследования в области качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, CIVIC, LES, SITES и др., а также международные предметные олимпиады) Эти исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте, выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить более эффективные пути достижения целей
Cлайд 33
Уровни оценки качества образования Федеральный (ЕГЭ, мониторинговые исследования) Цели: Получение регулярной информации о качестве образовательной подготовки школьников России по предметам федерального компонента базисного учебного плана Выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников России Определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников
Cлайд 34
Уровни оценки качества образования Региональный (Региональные программы мониторинга, в т.ч. аттестационные процедуры) Цели: Получение наглядного представления об уровне обученности учащихся в каждой школе по основным предметам на всех ступенях образования; Выстраивание рейтинга школ по ступеням образования и предметным областям; Уточнение представления об уровне образования в негосударственных ОУ; Выявление особенностей обучения в ОУ разных типов и совокупности школ Сопоставление оценки учителей и полученных результатов независимой экспертизы
Cлайд 35
Уровни оценки качества образования Локальный (внутришкольный) Наиболее часто встречающиеся направления мониторинговой деятельности школы: Состояние здоровья детей; Уровень воспитанности учащихся; Качество образования в целом; по предметам; по учителям; Участие родителей в делах ОУ; Мнение родителей, учащихся о работе ОУ, качестве образования; Эффективность управленческой деятельности и методической работы
Cлайд 36
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ОСОКО) это совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и выявление факторов, влияющих на образовательные достижения
Cлайд 37
НАПРАВЛЕНИЯ ОСОКО Общее образование Профессиональное образование Начальная школа (1-4 классы) Основная школа (5-9 классы) вузы Старшая школа (10-11 классы) ссузы Аттестация и диагностика Федеральный мониторинг Международные мониторинговые исследования НПО
Cлайд 38
Объекты оценки: 1. Учебные и внеучебные достижения обучающихся 2. Деятельность педагогических и управленческих кадров 3. Образовательные программы 4. Деятельность образовательных учреждений 5. Муниципальные системы образования 6. Региональная система образования
Cлайд 39
Оценка качества образования предполагает: 1. Выбор критериев оценки 2. Определение составляющих критерий показателей (показатели раскрывают содержание критерия) 3. Индикаторы (измерители), позволяющие определить степень проявления каждого показателя Критерии Составляющие критерий показатели Степень проявления Состояние здоровья Динамика заболеваемости - отрицательная динамика - отсутствие динамики - положительная динамика Школьные болезни (сколиоз, миопия и др.) - низкий уровень - высокий уровень Пропуск уроков по болезни выявление тенденции
Cлайд 40
Критерии и показатели оценки качества образования Качество образовательных результатов Образовательные результаты учащихся Условия достижения образовательных результатов Цена достижения образовательных результатов Объекты качества образования
Cлайд 41
Объект оценки Критерии оценки Показатели оценки Образователь ные результаты Обученность Фактический запас знаний по предметам Сформированность предметных умений Сформированность умений учиться Обучаемость Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений Легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы) Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы Прочность сохранения освоенного материала Творческие успехи Результаты участия в олимпиадах, соревнованиях Сертификаты (мероприятий и конкурсов системы доп. Образования и др.)
Cлайд 42
Объект оценки Критерии оценки Показатели оценки Условия достижения образовательных результатов Методические ресурсы Повышение квалификации учителей Стабильность основного состава пед. коллектива Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием Обеспеченность учебниками и УМК Время доступа к персональным компьютерам (учителей и учащихся) Обеспеченность библиотеки Валеологические ресурсы Валеологическая кривая расписания Количество учащихся в классе Ресурсы получения дополнительного образования Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, стоимость, востребованность) Запросы учащ-ся и родителей на доп.обр. услуги Включенность уч-ся в систему доп. обр. в школе
Cлайд 43
Объект оценки Критерии оценки Показатели оценки Условия достижения образовательных результатов Ресурсы образовательной среды Широта Интенсивность Осознаваемость Эмоциональность Доминантность Активность Мобильность Устойчивость
Cлайд 44
Объект оценки Критерии оценки Показатели оценки Цена достижения образовательных результатов Нагрузка учащихся Число контрольных, проверочных и других видов аттестации в единицу времени (четверть) Время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации (их трудоемкость) Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий (по предметам, по четвертям, по параллелям) Нагрузка учителей Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися Разнообразие видов выполняемой нагрузки в пед. коллективе Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку) Уровень здоровья (учащихся, педагогов) Динамика зрения Динамика заболеваний Динамика травматизма
Cлайд 45
Задание Продумать и сформулировать набор индикаторов, указывающих на степень проявления того или иного показателя
Cлайд 46
Процедуры оценки качества: Государственная итоговая аттестация выпускников Лицензирование образовательной деятельности Государственная аккредитация образовательных учреждений Статистические и социологические исследования органов контроля и надзора в сфере образования Аттестация педагогических и руководящих работников Внутришкольный контроль Самоанализ через открытые доклады школ, муниципальных и региональной систем образования Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов
Cлайд 47
Качество образования Соответствие ожиданиям, потребностям личности, общества, государства Цели образования Качество условий Качество нормативно-правовой базы Качество кадрового потенциала Качество научно-методической работы Качество материально-технической базы Стимулирование педагогического труда Психологический климат в ОУ Качество управления Качество УВП Качество содержания образования Качество преподавания Качество учения Качество результата Уровень обученности Уровень владения творческой деятельностью Уровень воспитанности Уровень психического, интеллектуального, социального развития Уровень социальной адаптации и социальной защищенности Состояние здоровья Сформированность ключевых компетенций мера реализации потенциальных возможностей личности Управление качеством образования
Cлайд 48
2. Мониторинг в системе управления качеством образования
Cлайд 49
Презентация систем мониторинга в образовательных учреждениях (из опыта работы)
Cлайд 50
Что такое мониторинг? Общий смысл: Мониторинг – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями Мониторинг – это средство сбора достоверной информации для принятия управленческого решения
Cлайд 51
Мониторинг в образовании Мониторинг качества образования это система сбора, обработки, хранения и распространение достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений Образовательный мониторинг система организации сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития
Cлайд 52
Зачем школе нужен мониторинг? Мониторинг как процесс сбора достоверной информации необходим для принятия управленческих решений в школе, направленных на повышение эффективности образовательной системы (систем), реализуемой (ых) в конкретном ОУ
Cлайд 53
Задание Изучить виды мониторинга и, проанализировав информацию о школе, определить, какой мониторинг необходимо провести в данном конкретном случае
Cлайд 54
Управленческая деятельность В традиции советской школы: на первом плане был контроль (формы и методы весьма детально разработаны)
Cлайд 55
Чем мониторинг отличается от внутришкольгого контроля? Основная функция мониторинга не функция контроля, а функция слежения. Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутришкольного контроля. Мониторинг – предполагает НЕ ЕДИНЫЙ сбор информации, а ПОСТОЯННЫЙ по ОДНИМ и ТЕМ ЖЕ показателям с целью выявления ДИНАМИКИ изменений
Cлайд 56
Основные недостатки реализации мониторинга в школах России Выбор объектов мониторинга ПРОИЗВОЛЕН; Используется НЕ вся информация, НЕ отражает всех достижений и проблем в деятельности учреждения; НЕ устанавливаются четкие сроки проведения мониторинга (носит периодический характер); Часто НЕ ясна цель проводимых измерений и нет потребности в получении информации; Информация собирается, но НЕ анализируется
Cлайд 57
Объекты педагогического мониторинга -школа; -учитель; -ученик; -администрация.
Cлайд 58
Цели педагогического мониторинга: -сохранение и стабилизация образовательной системы; -развитие, совершенствование образовательной системы.
Cлайд 59
Задачи педагогического мониторинга: -получение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе; -совершенствование организации образовательной деятельности; -стимулирование творческого профессионального роста учителей; -анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы; -создание единого информационного пространства в образовательном учреждении.
Cлайд 60
-целостность; -системность; -оперативность; -соответствие целей мониторинга средствам его организации; -научность; -открытость и доступность результатов; Принципы
Основные направления: 1.Ресурсное обеспечение образовательного процесса; 2.Содержание обучения; 3.Структура образовательного процесса в школе; 4.Результаты образовательной деятельности.
Способы и каналы получения информации в ходе мониторинга Анализ статистических данных Анкетирование Экспертное оценивание Анализ документов Заключения, решения и оценки официальных структур
Cлайд 65
Задание Рассматривая мониторинг в образовании как «систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и показывающая динамику его развития», ответьте на вопрос: какие направления деятельности Вашего образовательного учреждения нашли отражение в системе мониторинга? (Другими словами, какая именно информация на уровне школы собирается, анализируется и используется в процессе управления ОУ?).
Cлайд 66
Задание Проанализируйте, какую информацию (о чем) вы ежегодно собираете о деятельности образовательного учреждения? Для кого вы собираете эту информацию? Куда вы ее представляете и в каком виде? Какие управленческие решения принимаются по результатам анализа представленной информации? Можно ли отнести эту информацию к мониторинговой? Ответы на поставленные вопросы занесите в таблицу:
Cлайд 67
Cлайд 68
Для информирования субъектов образовательного процесса о результатах внутришкольного контроля используются СМИ, дни открытых дверей, круглые столы, семинары (межрайонные, районные, городские) Формы презентации результатов мониторинга: сайт школы информационный стенд о достижениях учеников и учителей папка для родителей «Родителям о школе», которая постоянно находится в месте, доступном для родителей, например, в вестибюле школы информационный школьный бюллетень (или школьная газета), буклеты по различным направлениям мониторинга деятельности образовательного учреждения подготовка статистических отчетов для органов управления образованием.
Cлайд 69
Принятие управленческого решения
Cлайд 70
Задание. Проанализировать пакет локальных актов школы, предложить алгоритм проведения мониторинга в школе
Cлайд 71
Примерный алгоритм мониторинговых исследований в школе Принятие решения о проведении мониторинговых исследований Определение круга лиц, которые будут проводить мониторинг Формулирование целей и задач мониторинга Выбор объектов мониторинга Отбор критериев и показателей оценки объектов мониторинга Подготовка к сбору информации об объектах: определение источников сбора данных, методов сбора, обработки и накопления информации Сбор информации Обработка информации, доведение ее до заинтересованных лиц Принятие управленческих решений Организация хранения информации
Cлайд 72
Д.З. Разработать проект плана проведения мониторинга в школе (сдать для отчета)