Проблема адаптации учащихся младших классов Кривошапкина Л.А., учитель начальных классов МОБУ СОШ №26 г. Якутска
Cлайд 2
Актуальность проблемы: гуманизм; приоритет общечеловеческих ценностей; здоровье ребенка; формирование, развитие личностного потенциала ученика; гармонизация отношений ребенка с окружающим миром
Cлайд 3
Адаптация в трех сферах:
Cлайд 4
Цели школы в адаптации:
Cлайд 5
Периоды адаптации:
Cлайд 6
Компоненты по развитию интереса и желания к ученью: Желание учиться
Cлайд 7
Советы по развитию интереса и желанию к учению: вера в успех ребенка; положительные установки; любовь и доброжелательность; приучение к режиму дня; выполнение установленных правил и норм поведения
Cлайд 8
Возрастные особенности
Cлайд 9
Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса младшего школьника Параметры психолого-педагогического статуса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 1-го класса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 3–5 классов 1. Академическая адаптация 1.1. Наличие и характер учебной мотивации Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний Параметры психолого-педагогического статуса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 1-го класса Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащегося 3–5 классов 1. Академическая адаптация 1.1. Наличие и характер учебной мотивации Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний 1.2. Произвольность психических процессов Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и правилу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебных задач Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче
Cлайд 10
1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован-ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом 1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован-ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности.Сформированностьвнутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи
Cлайд 11
1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован-ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности иработоспособ-ностив течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом
Cлайд 12
1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован-ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом 2. Социальная адаптация 2.1. Устойчивое эмоциональное состояние в школе Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; - требованиями взрослых и возможностями ребёнка Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; - требованиями взрослых и возможностями ребёнка 2.2. Взаимодейст-вие со сверстника-ми Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём. Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе) 2.3. Взаимодейст-вие с педагогами Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроке и вне его. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом 2.4. Соблюдение социальных и этических норм Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения
Cлайд 13
1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован-ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом 2.5. Поведенческаясаморегуляция Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуацияхвнутришкольноговзаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований). Моральная регуляция поведения 2.6. Активность и автономность поведения Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности
Cлайд 14
1.3. Уровень развития мышления Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных Владение приёмами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями 1.4. Сформирован-ность важнейших учебных действий Умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков 1.5. Уровень развития речи Понимание смысла текста и простых понятий. использование речи как инструмента мышления. Владение сложноподчинёнными конструкциями в устной речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращённой к школьнику. Использование речи как инструмента мышления. Сложноподчинённые конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств. Грамотность и богатый словарный запас устной речи 1.6. Уровень развития тонкой моторики Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда 1.7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности Способность сосредоточенно работать в течение 15–20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности на протяжении учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом Сохранение учебной активности и работоспособ-ности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом 3. Личностная адаптация 3.1. Отношения со сверстниками Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений со сверстниками Эмоционально-положительное восприятие ребён-ком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей 3.2. Отношения с педагогами Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами Эмоционально-положительное восприятие ребёнком системы своих отношений с педагогами 3.3. Отношение к значимой деятельности Эмоционально-положительное восприятие школы и учения Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя» 3.4. Отношение к себе Устойчивая положительная самооценка Устойчивая положительная самооценка
Cлайд 15
Подходы в адаптации: Деятельностный; Системный; Личностно-ориентированный; Интегрированный; Региональный
Cлайд 16
Уровни адаптации:
Cлайд 17
Причины дезадаптации:
Cлайд 18
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников Формадезадаптации Причины Пути их ликвидации Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка Развиватьинтерес через игру; оказывать поддержку «в зоне ближайшего действия» Неспособность произвольно управлять своим поведением Неправильное воспитание в семье Поддерживатьдоброжелательное отношение к окружающим Неспособность принять темп школьной жизни Неправильноевоспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей Развивать волю;применять рисование, конструирование Школьный невроз, «фобия школы» Ребенок не может выйти за пределы семейной общности Всячески украшать в сознании ребенка образ школы, участвовать в школьных делах родителям
Cлайд 19
Модель выпускника
Cлайд 20
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ УСПЕШНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ХОРОШИХ, УМНЫХ И АДАПТИРОВАННЫХ УЧЕНИКОВ