Презентация рабочих программ. Шитикова Ольга Николаевна Педагог-психолог МОУ «СОШ №16» I квалификационной категории
Cлайд 2
Рабочая программа по развитию и коррекции Эмоционально-волевой сферы( 1 класс) Эмоционально-волевая сфера – сложный феномен психической жизни человека. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы. С каждым годом увеличивается число поступающих детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Наиболее уязвима по отношению к несбалансированным условиям именно эмоционально-волевая сфера. Статус эмоционально-волевой сферы, как первичной формы «психической жизни», предполагает выполнение охранной функции.
Cлайд 3
Организация занятий. Занятия проводятся с группой, состоящей из 3-5 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия от 20 до 30 минут в зависимости от желания и работоспособности детей Все занятия имеют общую структуру: 1. Вводная часть, цель которой - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. 2. Рабочая часть, на нее приходится основная нагрузка всего занятия (этюды, упражнения, игры направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы). 3. Завершающая часть, цель которого является закрепление положительных эмоций от работы на занятии (создание общего рисунка, релаксация).
Cлайд 4
Критерием эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы с детьми может служить: умение детьми справляться со своими страхами и стрессами умение контролировать свои действия и поведение развитие способности к дифференсации эмоциональных состояний развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей.
Cлайд 5
ЗАНЯТИЕ 6. “ Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ” Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка. 1. Упражнение “ Росточек под солнцем” См . 1 занятие. 2. Упражнение “Смелые ребята” Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Дети отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате. 3. Упражнение “ Азбука страхов” Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
Cлайд 6
4. Упражнение “ Страшная сказка по кругу” Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное. 5. Упражнение “ На лесной полянке” Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.) 6. Упражнение “ Прогони Бабу – Ягу” Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими криками . Можно громко стучать по подушке палкой. 7. Упражнение “ Я тебя не боюсь” Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!” Упражнение “ Горячие ладошки”
Cлайд 7
Программа «Психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста». (2-4 класс) Цель программы: Коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста, которые вызваны внутриличностными конфликтами, способствующие формированию низкой самооценки.
Cлайд 8
Задачи программы: 1) Развитие коммуникативных навыков и позитивного восприятия себя и других. 2) Снижение эмоционального напряжения. 3) Уменьшение тревожности. 4) Воспитание уверенности в себе. 5) Повышение активности и самостоятельности детей. 6) Оказание помощи в выражении реальных чувств. Программа включает в себя 21 занятие, методически составлены по схеме предложенной М.И.Чистяковой, занятия проводятся с частотой 1-2 раза в неделю по 25-30 минут.
Cлайд 9
Программа имеет три этапа: первый этап – ориентировочный (4 занятия) знакомство, создание положительно эмоционального фона в группе. Второй этап – реконструктивный (11 занятий) удовлетворение потребности в признании, через построение полного образа самого себя, преодоление неприятных для ребенка свойств характера. Третий этап – закрепляющий (5 занятий) развитие навыков произвольности, отработка нового опыта общения, закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к сверстникам, к самому себе, к взрослому, закрепление уверенности в себе.
Cлайд 10
ЗАНЯТИЕ 1. I часть: 1 этюд: Дружба начинается с улыбки. Цель: Создание эмоционально – благоприятной обстановки в группе. 2 этюд: «Игровое имя». Цель: Знакомство и отражение ребенком своей собственной индивидуальности. 3 этюд: «Клубочек». Цель: Выявление детей с затруднениями в общении. II часть: 4 этюд: «Цветок» Цель: Пантомимическое выражение эмоций удовольствия 5 этюд: «Встреча с другом» Цель: Выражение эмоции радости. «Минута малости».
Cлайд 11
III часть: 6. этюд: Игра «Секрет». Цель: В диагностическом смысле: выявлении детей с затруднениями в общении. 7 этюд: Игра «Жмурки». Цель: Снятие настороженности ребенка, и выявление самостоятельной исходной активности. 8 этюд «Осенние листочки». Цель: выразительности жеста, успокоение. IV часть: 9 этюд: «Фея сна». Цель: Снятие психоэмоционального напряжения. Расслабление.
Cлайд 12
Элективный курс « Психология общения» Образовательная область « Психология общения» призвана познакомить учащихся 11 класса с основами психологических знаний, направленных на развитие определенных качеств личности, формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности, развития эмпатии, целепологания, умение моделировать свое будущее
Cлайд 13
В курсе « Психология общения» больше внимания отводится на активные формы работы, в связи с тем что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развития социальной компетентности. Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, проигрывания ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов. Чувств, мотивов партнера по общению и самоанализа. Конструктивного ведения диалога.
Cлайд 14
Через предмет «Психология общения» реализуются все содержательные линии образования ГОСТа, так же идет реализация всех принципов программы наблюдения: персонифизация, индивидуализация, проблематизация, диалогизация. Уровень образованности отслеживается через проведение контрольных, творческих работ и практических занятий, через проработку дополнительного материала, подготовки докладов и рефератов.
Cлайд 15
Форма и содержание контроля. 1. Промежуточный контроль- рейтинговая оценка знаний учащихся 2. Промежуточный контроль – в виде социально-психологической диагностики. 3. Форма итогового отчета –самопрезентация.
Cлайд 16
Механизм оценивания результатов. 1. Владение проблематикой 2. Владение понятиями 3. Владение правилами и приемами 4. Проверка навыков Для проведения занятий отводится 34 часа в год, соответственно 1 час в неделю.
Cлайд 17
Учебно - методический комплекс. Программа: 1. Министерство Общего и Профессионального образования Российской Федерации «Программа для студентов ВУЗа коммерческих специальностей» Москва, Просвещение 2004г. 2. Программа курса для старшеклассников по психологии общения в средних общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях. Оренбург, 2003г. Программа адаптирована и скомпанована для старшеклассников выпускного класса средней (полной) общеобразовательной школы.
Cлайд 18
Литература: М.В.Колтунова Деловое общение.- М.Логос, 2005г М.И. Тимофеев, Деловое общение, - М.РИОР, 2004г. А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Т.Коновалова Этика деловых отношений - М. Просвещение, 2003г. Л.В. Понаморенко, Р.В. Бел оу сова Основы психологии для старшеклассников: В 2 ч.-М.ВЛАДОС, 2003г.- 4.2 Психология общения 11 класс. Дополнительная литература: Г.В.Бороздина Психология делового общения -МД998 Т.Д. Григорьева Основы конструктивного общения, -Новосибирск, 1997 Ю.М. Забродин. М.В. Попова Психология в школе: экспериментальный учебный курс -МЛ 997г.
Cлайд 19
Задачи, стоящие перед учителем. 1. Создание условий для самостоятельного самоопределения личности. 2. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся. 3. Использование полученных знаний в нестандартных жизненных ситуациях. 4. Сознание оптимального технологического режима образовательного процесса. 5. Совершенствование аналитических навыков. 6. Совершенствование инструментария по отслеживанию достижений обучающихся в соответствии с требованиями ГОСТа. 7. Развитие программно-методического обеспечения образовательного процесса
Cлайд 20
Раздел 1 Общение как инструмент деловых отношений Тема1 Введение в психологию как науку лекция1 Тема 2 Общение-понятие, цели и функции -лекция1 Тема 3 Практика общения - практика1 Тема 4 Стороны общения -лекция1 Тема 5 Коммуникативная культура в деловом общении -лекция1 Тема 6 Практика коммуникативной культуры в общении -практика1 Тема 7 Виды делового общения -лекция1 Тема 8 Методы управления общением -практика1
Cлайд 21
Раздел 2 Вербальное общение Тема 9 Основы вербального общения -лекция1 Тема 10 Речь -лекция1 Тема 11 Практика вербального общения -практика1
Cлайд 22
Раздел 3 Невербальное общение Тема 12 Основы невербального общения - лекция1 Тема13 Кинесические особенности невербального общения – лекция 2 Тема 14 Визуальный контакт -лекция1 Тема 15 Проксемические особенности невербального общения -лекция2 Тема 16 Практика вербального и невербального общения -практика2
Cлайд 23
Раздел 4 условия и технологии эффективной коммуникации Тема 17 Механизмы воздействия в процессе общения -лекция1 Тема 18 Особенности влияния на других -лекция1 Тема 19 Приемы расположения к себе. Самопрезентация -практика1
Cлайд 24
Раздел 5 Трудности и дефекты общения Тема 20 Трудности в общении -лекция1 Тема 21 Конфликты, структура, типология, причины -лекция1 Тема 22 Способы предупреждения и решения конфликтных ситуации -практика1
Cлайд 25
Раздел 6 Деловое общение Тема 23 Деловая беседа - лекция1 Тема 24 Практика беседы -практика1 Тема 25 Психологические особенности публичного выступления. Экзамен - лекция1 Тема 26 Собеседование -лекция1 Тема 27 Манипуляции -лекция1 Тема 28 Этикет и имидж делового человека Лекция-практика2 Тема 29 Проектирование социального жизненного пути - практика2