Автор-составитель: Безрукова Екатерина Александровна, ст. преподаватель, КемГИК, г. Кемерово, 2016г. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СЕМЬИ
Cлайд 2
ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ: ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обо снованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекаю щих в семье, и принятие на этой основе стратегических и такти ческих решений.(1) Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.(3)
Cлайд 3
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ. Изучение личного дела. Беседа с классным руководителем начальной школы. Посещение семьи. Использование методов психолого-педагогической диагностики изучения семьи.
Cлайд 4
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.(4) Классный руководитель – профессионал всегда стремится установить тесный контакт с семьями учащихся, во влечь их в совместную деятельность. Классный руководитель при общении с семьями должен соблюдать определенные правила: Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно: к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение; общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо; изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным; изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. (2)
Cлайд 5
Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье ученика , составить «карту семьи»: общие сведения о родителях или людях, их заменяющих; жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность; образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе; уровень педагогической культуры родителей; авторитетность семьи в глазах ребенка; степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка; семейные традиции, обычаи и ритуалы; положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное); воспитательные возможности семьи.(2)
Cлайд 6
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ Необходимо исходить из принципа разумной достаточности: всякий новый шаг предпринимается лишь в том случае, если по лучен результат на предыдущем. Необходимость в диагностике воз никает, если отмечаются нарушения в поведении ребенка, причи нами которых могут быть искаженные родительские отношения, педагогическая неграмотность родителей, дисгармония развития ребенка. Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условной сгруппированности семей по принципу возможности использова ния их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.(3)
Cлайд 7
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛАЙДА) В связи с этим семьи делятся на 5 типов. Целесообразно знать указанные типы семей и учитывать их осо бенности в работе с родителями. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исклю чаются. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную на правленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «осо бых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоис тические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микрокли мат в семье, не потерять растущего в ней человека. Внешне благополучные семьи, в которых процветает безду ховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоци ональная связь поколений часто нарушена. Некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоян ного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. (3)
Cлайд 8
методы психолого-педагогической диагностики.
Cлайд 9
ПРИМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ АНКЕТЫ: Анкета «Знакомство с родителями» На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы: 1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в кото- ром будет учиться ваш ребенок? 2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка? 3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться ва- шему ребенку? 4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса? 5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании кол- лектива класса? 6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения? (2)
Cлайд 10
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у АНКЕТЫ: Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка? 5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка? 6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повыше- ния результативности его учебной деятельности? Анкета «Ваш ребенок» С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы: Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать? Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе? Как ведет себя ваш ребенок дома? Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса? Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в шко- ле? Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Cлайд 11
Анкета «Семья учащегося» Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал семьи в таких его параметрах, как материально-бытовые условия воспитания ребенка в семье, духовная жизнь семьи, активность педагогической позиции родителей, их включенность в педагогически ориентированные виды деятельности как важный аспект педагогической культуры взрослых; образовательные ожидания и потребности семьи. Анкета «Педагоги и родители» Анкета «Общественная оценка и поддержка школы родителями» Анкета «Семья глазами ребенка» (для ребенка) Анкета позволяет получить представление о взглядах школьника на собственную семью, информированности в семейных делах, внутрисемейных отношениях. Анкета «Выражение лица» (для родственников) Анкета «Я в семье» (для ребенка) Подумай и напиши ответ. Приведи примеры. Какая ты дочь Какая ты внучка? Какая ты сестра? Какая ты родственница? Эта анкета - своего рода «рефлексивный листок». Она не только показывает отношения ребенка с членами своей семьи, но и побуждает его задуматься над этими отношениями.
Cлайд 12
Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка» 1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь? 2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе? 3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их. 4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у Методика «Незаконченные предложения» А) Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Проанализировав ответы, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися. Предложения для учащихся: - Школа для меня - это... - Класс, в котором я учусь - это... - Учителя для меня - это люди, которые... - Мои одноклассники - это... - Уроки для меня - это... - Предметы, которые мне нравятся, это... - Предметы, которые мне не нравятся, это... Предложения для родителей: - Школа, в которой учится мой ребенок, это... - Класс, в котором учится мой ребенок, это... - Одноклассники моего ребенка - это... - Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это... - Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это... - Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это... Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения: Для учащихся - Я радуюсь, когда... - Я огорчаюсь, когда... - Я плачу, когда... - Я злюсь, когда... - Мне нравится, когда... - Мне не нравится, когда... - Я верю, когда... И другие. Для родителей - Я радуюсь, когда мой ребенок... - Я огорчаюсь, когда мой ребенок... - Я плачу, когда мой ребенок... - Я злюсь, когда ребенок...- Мне нравится, когда мой ребенок... - Мне не нравится, когда мой ребенок... - Я не верю, когда мой ребенок... - Я верю, когда говорят, что мой ребенок... И другие (2)
Cлайд 13
Сочинение-размышление Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители – единомышленники. Темы размышления могут быть самыми разнообразными: «Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) это...», «Мой дом - моя крепость?!», «Моя будущая семья... Какой ей быть?», «За что я люблю своих родителей», «Самый печальный день в жизни моей семьи» и др. Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Cлайд 14
Тест «Я - родитель, я - приятель?!» (для родителей) Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты сво- его воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей. Рисуночный тест. «Выходной день в моей семье» Родители и ребенок рисуют или выбирают из предложенных картинок, как они проводят свой выходной день. Тест "Рисунок семьи" Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Cлайд 15
Таблица - определение самостоятельности ребенка. Родителям предлагается перечень действий ребенка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно. Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.(2) Перечень действий: - собирается в школу; - выбирает себе одежду для школы и для праздника; - делает уроки; - определяет, с кем ему дружить; - готовит еду, если это необходимо; - убирает квартиру по собственной инициативе; - ходит в магазин за покупками; - помогает по дому и на даче и др. Ваш ребенок делает самостоятельно Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения
Cлайд 16
ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕ ДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Содержание работы педагога с родителями включает три ос новных блока: повышение психолого-педагогических знаний ро дителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой. В практике школы используются массовые, групповые и инди видуальные формы и методы работы с родителями. Все они на правлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимодействия школы и семьи, усиление ее воспита тельного потенциала, а также на привлечение родителей к воспи танию детей класса. (3) Университет педагогических знаний Лекция Конференция Практикум Педагогическая дискуссия Ролевые игры Индивидуальные тематические консультации. Посещение семьи Переписка с родителями Родительское собрание
Cлайд 17
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ http://www.studfiles.ru/preview/2277021/page:7/- Методика диагностики семьи. http://nprilepina-vosp.ucoz.ru/diagnosticheskme_metodiki_izuchenija_semi.pdf -Диагностические методики изучения семьи обучающихся. http://studopedia.ru/15_13205_psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-semi.html - Психолого-педагогическая диагностика семьи. http://pandia.ru/text/79/429/20610.php -Диагностические методики изучения семьи учащихся.