Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № 58
Cлайд 2
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.
Cлайд 3
Значение игры для развития ребенка Значение игры для развития ребенка
Cлайд 4
Развивающие функции игры Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.
Cлайд 5
Цель педагогических воздействий Формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.
Cлайд 6
Принципы организации сюжетной игры Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Cлайд 7
Средство формирования игровых умений
Cлайд 8
Условия активизации самостоятельной игры Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми. Создание условий для самостоятельной детской игры.
Cлайд 9
Организация игры в первой младшей группе Формирование сюжетной игры осуществляется на фоне постоянной организации условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.
Cлайд 10
Использование предметов Использование предметов стимулирующих к зеркальным, взаимоподражательным действиям, направленным друг на друга. (мяч, машинка, кубики) РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК РЕБЕНОК
Cлайд 11
Формирование условного игрового действия Что делает ребенок фактически
Cлайд 12
Задача педагога
Cлайд 13
Приемы руководства игрой Игры – инсценировки «Игра рядом» Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
Cлайд 14
Устранение «застреваемости» у детей во время организации сюжетной игры Подключение воспитателя к уже возникшей игре. Цель: расширение смысла игровой ситуации для ребенка. Подключение к самостоятельной деятельности ребенка. Цель: затеяв параллельную с ребенком игру, взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл простому предметному действию ребенка.
Cлайд 15
Организация игры во второй младшей группе Задачи: Развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Действия с игрушками сопровождаются ролевыми диалогами. Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре.
Cлайд 16
Формирование игрового действия Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия. Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
Cлайд 17
Формирование ролевого поведения Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)
Cлайд 18
Принципы формирования сюжетной игры Воспитатель играет вместе с детьми. Воспитатель развертывает игру так, чтобы выделить для детей ролевое поведение. Ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера.
Cлайд 19
Организация игры в средней группе Задачи: Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров. Умение игровую роль. Обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Cлайд 20
Условия развития игры Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).
Cлайд 21
Принципы формирования сюжетной игры Воспитатель вступает в ролевое взаимодействие. Активизирует ролевой диалог. «Замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Cлайд 22
Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями).
Cлайд 23
Организация игры в старшей и подготовительной группах Задачи: Овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра-придумывание).
Cлайд 24
Этапы работы над игрой Сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Начинать преобразовывать известную сказку с изменения главного героя, его задачи, волшебного средства.
Cлайд 25
3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов. 3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов. 4. Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров». 5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Cлайд 26
Резюме На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.