Работа с текстом в начальной школе Автор: Степная Н.Д. декабрь 2014г.
Cлайд 2
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро).
Cлайд 3
«Национальная программа поддержки и развития чтения в России» (Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы)
Cлайд 4
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «…воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.»
Cлайд 5
Задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения
Cлайд 6
Cлайд 7
Чтение - качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Cлайд 8
Cлайд 9
«…овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» ФГОС НОО - метапредметные результаты освоения основной образовательной программы - обязательный компонент
Cлайд 10
Показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению: 1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения. 2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию. 3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах. 4. Проявление радостных эмоций в процессе работы. 5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества. 6. Стремление к оригинальности. 7. Проявление самостоятельности в работе. 8. Умение преодолевать возникшие трудности
Cлайд 11
Этапы работы с текстом
Cлайд 12
Работа с текстом до чтения Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т. е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Cлайд 13
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. И А.Крылов Любопытный
Cлайд 14
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. Кунсткамера – музей, собрание редкостей, диковинок На выдумки природа таровата – богата, изобретательна
Cлайд 15
Работа с текстом во время чтения Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. 1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
Cлайд 16
Работа с текстом во время чтения 2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. «Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» — «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил; Всё видел, высмотрел; от удивленья, Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил. Уж подлинно, что там чудес палата! Куда на выдумки природа таровата! Вопрос: почему три часа ходил человек по музею?
Cлайд 17
Работа с текстом во время чтения 3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца. Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, Козявки, мушки, таракашки! Одни, как изумруд, другие, как коралл! Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки!» Вопрос: какого цвета были насекомые?
Cлайд 18
Работа с текстом во время чтения 4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.
Cлайд 19
Работа с текстом во время чтения 5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. «А видел ли слона? Каков собой на взгляд! Я чай, подумал ты, что гору встретил?» — «Да разве там он?» — «Там».— «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил». Вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о герое произведения?
Cлайд 20
Работа с текстом после чтения Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).
Cлайд 21
Работа с текстом после чтения 1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк». Вопрос: каким был человек, посетивший кунсткамеру? Вопрос: какова мораль этой басни?
Cлайд 22
Работа с текстом после чтения 2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Вопрос: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? (А может, это иллюстрация ко всему тексту в целом?) Вопрос: точен ли художник в изображении фрагмента?
Cлайд 23
Работа с текстом после чтения 3. Рассказ учителя о писателе. Биография Ивана Крылова Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) – русский поэт, баснописец. Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами…
Cлайд 24
Работа с текстом после чтения 4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Слова «Слона-то я и не приметил» стали использовать как поговорку. Как вы думаете, какой смысл вкладывают в неё люди? Придумай историю, в которой можно использовать эти слова.
Cлайд 25
Cлайд 26
Внеклассное чтение
Cлайд 27
1. В читательском дневнике написать отзыв о прочитанном произведении 2. Прочитать заданные произведения, подготовиться к тестированию Домашнее чтение художественных произведений
Cлайд 28
Чтение детской периодики
Cлайд 29
Внеурочная деятельность – библиотечные уроки
Cлайд 30
« А что есть чтение- как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…» М.Цветаева