Педагогический совет Воспитательный аспект в ходе реализации ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся. Культурно-исторический подход – основа ФГОС
Cлайд 2
Cлайд 3
Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. В.А. Сухомлинский
Cлайд 4
Cлайд 5
Цель педсовета Ознакомить педагогический коллектив школы с Программой воспитания и социализации обучающихся, с новыми подходами к воспитанию, формами и методами работы в условиях реализации ФГОС
Cлайд 6
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Cлайд 7
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Cлайд 8
Цель воспитания и социализации обучающихся Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Cлайд 9
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся, которые мы положим в основу нашей деятельности Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Cлайд 10
Основное содержание воспитания и социализации обучающихся воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека воспитание социальной ответственности и компетентности воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Cлайд 11
В связи с введением в России федеральных государственных образовательных стандартов появился новый предмет котрольно-аналитической деятельности – личностные результаты. В стандартах образования определены личностные результаты, которые должны достичь обучающиеся при освоении основных образовательных программ начального, основного и полного (среднего) общего образования
Cлайд 12
Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Cлайд 13
Уровни воспитательных результатов Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Cлайд 14
Уровни воспитательных результатов Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Cлайд 15
Внеурочная деятельность В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно: - максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, -обеспечить воспитание свободной личности.
Cлайд 16
Технология «Развитие критического мышления» В настоящее время предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Cлайд 17
Технология «Развитие критического мышления» В современном мире обучение приобретает информационный характер. Дети должны извлекать и обдумывать информацию, уметь работать с ней. Поэтому сегодня как никогда нужно учить детей размышлять, обдумывать, анализировать тот поток информации, который ежедневно приходит к ним. Создать условия для приобретения данных умений обучающимися помогают новые, прежде всего интерактивные педагогические технологии, которые в условиях ФГОС необходимо применять в воспитательном процессе. Одна их таких технологий - технология «Развитие критического мышления».
Cлайд 18
Работа над понятиями. ТЕХНОЛОГИЯ – совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов). ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ – это взаимосвязанная совокупность действий педагога и его воспитанников, направленная на достижение конкретной цели, предварительно проектируемая, выполняемая по определенному алгоритму, обладающая высокой эффективностью и повторной воспроизводимостью при применении другим субъектом воспитания.
Cлайд 19
Интерактивные технологии Inter – взаимный Akt – действовать Интерактивный = взаимодействие
Cлайд 20
Сравнительная характеристика моделей обучения. Критерии оценки Модель обучения Пассивная Активная Интерактивная Мотивация. Внешняя (оценки, влияние родителей). Внешняя и внутренняя. Внутренняя (интерес самого учащегося). Роль учащегося. Пассивная, активность очень низкая Высокая активность, нет взаимодействия между учащимися. Высокая активность, сотрудничество, коммуникативность. Роль личности учителя. Учитель – источник знаний, его особенности не раскрываются. Учитель – собеседник, личные качества + проф.мастерство. Учитель – равноправный партнер, менеджер, консультант. Степень усвоения материала. Невысокий 5-10%. Высокий 50%. Высокий 70-90%. Уровни познания. Знание, понимание, воспроизведение. Дифференциация обучения. Анализ, творческое применение знаний. Контроль. Учитель контролирует объем информации, обратной связи нет, предсказуемые результаты. Сотрудничество учителя с учеником, обратная связь, предусмотренные результаты. Контроль опосредованный, рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты не предусмотрены. Взаимосвязь. Учитель Ученик Учитель Ученик Учитель Ученик Ученик
Cлайд 21
Деятельность педагога в ходе проведения интерактивного занятия. Общая ЗАДАЧА учителя – направление и помощь процессу ОБМЕНА информацией: выявление многообразий точек зрения; обращение к личностному опыту участников; поддержка их активности и самостоятельности; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания; поощрение творческой инициативы обучающихся. Информатор- эксперт Организатор Консультант излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы, отслеживает результаты процесса… налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (организует и управляет процессом обмена информацией во всех его проявлениях) обращается к личностному опыту, помогает искать решения поставленных задач, анализировать жизненные ситуации с разных позиций…
Cлайд 22
Технология «Развитие критического мышления» Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. «Скажи мне – я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я пойму».
Cлайд 23
Технология «Развитие критического мышления» Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Cлайд 24
Технология «Развитие критического мышления» Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения, умение осмысливать, неоднозначно воспринимать ту или иную ситуацию, делать правильный выбор. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых позднее пришлось бы жалеть. Технологию РКМ невозможно применять успешно, если не придерживаться следующих принципов: сотрудничество; взаимная ответственность; отказ от обладания истиной; активное общение; рефлексия. Эти принципы в совокупности формируют качества личности, необходимые в жизни.
Cлайд 25
Технология «Развитие критического мышления» Технология развития критического мышления на уроке включает три стадии: вызов (побуждение) осмысление (реализация) рефлексия (размышление)
Cлайд 26
Технология «Развитие критического мышления»
Cлайд 27
Технология «Развитие критического мышления» Технология развития критического мышления формирует умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, учит умению вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, то есть формирует информационную компетентность.
Cлайд 28
Проектная деятельность Как известно, ключевое изменение ФГОС состоит в том, что на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который и предполагает воспитание и развитие личности
Cлайд 29
Проектная деятельность Сегодня в условиях активных общественных преобразований в нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы, в том числе и социальное проектирование, которое заключается в создании некоммерческих проектов в социальной сфере.
Cлайд 30
Проектная деятельность Проект – планируемый и управляемый процесс достижения цели конкретными людьми за определенный отрезок времени с определенными ресурсами. Социальный проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению социальной ситуации (решению социальных проблем) в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству результата, с ресурсным обеспечением при установленном бюджете.
Cлайд 31
Проектная деятельность Задачи, которые мы ставим, применяя метод проектирования – научить ребёнка ставить самостоятельно цели, принимать решения, действовать, самостоятельно справляться с работой на пути к достижению этих целей.
Cлайд 32
Проектная деятельность На практике деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Сегодня нужно осознавать, что ребенок перестал быть объектом обучения и воспитания. На первый план вышли субъект-субъектные отношения. И системно-деятельностный подход становится основополагающем в учебно-воспитательном процессе
Cлайд 33
Проектная деятельность Проектирование – вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка. Во-первых, благодаря взаимодействию РЕБЕНОК-РЕБЕНОК рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учатся решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся. Взаимодействие РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многопланово: педагог, родители в проектировании могут выступать с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и со взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность.
Cлайд 34
Проектная деятельность Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. В результате социального проектирования ребенок формирует свою « Я-концепцию», устанавливает социальное взаимодействие с миром. В результате совместной деятельности, в ходе которой ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение.
Cлайд 35
Проектная деятельность Социальное проектирование – активная форма воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Следует заметить, что социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").
Cлайд 36
Проектная деятельность Социальные проекты обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость их использования во внеурочной деятельности. В проектировании ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.
Cлайд 37
Проектная деятельность . Воспитательная система, включающая социальное проектирование, будет достигать трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд); формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Cлайд 38
Проектная деятельность Результат воспитания будет достигнут в том случае, если воспитательная деятельность не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, ребенка привлечёт новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Cлайд 39
Паспорт проекта 1.Название проекта 2.Аннотация(описание) проекта, сведения о руководителе 3.Нормативно-правовая база 4. Аудитория (кого будет охватывать этот проект), партнёры 5. Описание проблемы 6.Актуальность проблемы, социальный опрос (для школы, для партнёров, для общества) 7.Цель проекта 8.Задачи проекта 9.Этапы проекта 10.Отличительные особенности проекта 11. Примерный годовой перечень основных мероприятий и их стоимость 12. План-график подготовки и реализации проекта, работа творческих групп 13.Ожидаемые результаты 14. Результаты, презентация проекта (после реализации), рефлексия 15.Планы на будущее
Cлайд 40
Рефлексия Что было особенно интересно? Что показалось сложным? Что в первую очередь необходимо для успешной работы в школе на сегодняшний день? Что я обязательно буду использовать в своей работе?
Cлайд 41
Проект решения педагогического совета В условиях реализации ФГОС второго поколения Программа воспитания и социализации обучающихся входит в ООП ООО и является основой для формирования нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся.
Cлайд 42
Проект решения педагогического совета Утвердить программу воспитания и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС второго поколения. Разработать программу внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов. Приоритетным направлением считать проектную деятельность. (Ответственные Смолина Т.Н., Григорьева С.В., Андреева Н.В., сроки – август 2013г.) При разработке плана воспитательной работы на 2013-2014 год запланировать мероприятия с использованием современных образовательных технологий в воспитательном процессе, в том числе технологию «Развитие критического мышления», метод социальных проектов. (Ответственные: Зорина Л.Г., сроки - август 2013г.)