РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ. Управление образования администрации города Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №63 «Машенька» Центр развития ребенка Воспитатель: Винокурова Н.А. Февраль 2012
Cлайд 2
ПИСЬМЕННЫМИ НОСИТЕЛЯМИ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ БЫЛИ КНИГИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ, БО ГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ, ЖИТИЯ СВЯТЫХ (ОСОБЕННО ЛЮБИМОЕ НА РУСИ НАРОДНОЕ ЧТЕНИЕ), А ПОЗДНЕЕ, В ХIХ-ХХ ВЕКАХ, ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ, В ПЕР ВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ЦЕРКОВНЫЕ КАЛЕНДАРИ.
Cлайд 3
ПОТРЕБНОСТЬ В ОСМЫСЛЕНИИ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИИ ЕГО ПРИНЦИПОВ К ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕН НОГО ВОСПИТАНИЯ ВСЕГДА БЫЛА ДОСТАТОЧНО ВЕЛИ КА В РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ. ПОЭТОМУ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ СФОРМИРОВАЛСЯ ЦЕЛЫЙ КОМПЛЕКС ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ОБЕС ПЕЧЕНИЮ НРАВСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ХРИСТИАНСКИМ УЧЕНИЕМ.
Cлайд 4
НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО – ОБРАЗЕЦ ДУХОВНОГО СЛУЖЕНИЯ ЛЮДЯМ. СКАЗКА ПОСЛОВИЦА ЧТО ВОСПИТЫВАЕТ Репка Там, где дружат – живут не тужат. 4-я заповедь о труде Кот и петух Друг познается в беде. Милосердие Колобок Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Послушание Волк и семеро козлят Живи смирнее, будешь всем милее. 5-я заповедь о послушании родителям. Ворона и кувшин Была бы охота, заладиться любая работа. Трудолюбие.
Cлайд 5
НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО – ОБРАЗЕЦ ДУХОВНОГО СЛУЖЕНИЯ ЛЮДЯМ. ОНО КАК РОДНИК, КАК ЧИСТЕЙШИЙ КЛЮЧ, БЬЮЩИЙ ИЗ НЕДР ЗЕМЛИ, К КОТОРОМУ ПРИПАДАЮТ ПОКОЛЕНИЯ, НАПОЛНЯЯСЬ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ. ОНО ПЕРЕДАЕТ ПРОШЛОЕ, ПОСТУПЬ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО. И ЗВУЧАТ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ МАТЕРИНСКИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, СКАЗКИ, ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, ПОГОВОРКИ, БАСЕНКИ.
Cлайд 6
В СВОЕЙ РАБОТЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. В обучении правильному произношению 2. В приобщении детей к русской национальной культуре 3. В непосредственно образовательной деятельности 4. В беседах 5. В наблюдениях 6. В народных подвижных играх 7. В играх на развитие мелкой моторики 8. В театрализованной деятельности 9. В инсценировках.
Cлайд 7
ОТРАДНОЕ ЯВЛЕНИЕ: В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВОЗРАСТАЕТ ИНТЕРЕС К ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ. ОБЩЕСТВО КАК БУДТО ПОЧУВСТВОВАЛО: ЖИВИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ОБНОВЛЕНИЯ, КОТОРУЮ МОЖНО ПОЧЕРПНУТЬ В НЕИССЯКАЕМЫХ ИСТОЧНИКАХ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ. НЕ СЛУЧАЙНО СЛОВО “ФОЛЬКЛОР”, БУДУЧИ АНГЛИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ПЕРЕВОДИТСЯ БУКВАЛЬНО КАК “НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ”.
Cлайд 8
ВОСПИТАНИЕ НА ФОЛЬКЛОРНОЙ ОСНОВЕ ДАЕТ ПРЕКРАСНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАТЬ В КАЖДОМ РЕБЕНКЕ ЛУЧШИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – УВАЖИТЕЛЬНОЕ И БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕЙ КУЛЬТУРЕ, ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ, ТРАДИЦИЯМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Cлайд 9
КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КРАСОТЫ, ЦЕЛЫЙ КОМПЛЕКС ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ОБЕС ПЕЧЕНИЮ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ХРИСТИАНСКИМ УЧЕНИЕМ, НАРОДНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ И МАЛОЙ ФОРМЫ, ПРИЗВАНЫ СПАСТИ МИР. СПАСТИ ОТ ГРЯЗИ, ПРАГМАТИЗМА И СТЯЖАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ПЫТАЮТСЯ ВОЗВЕСТИ В ДОБРОДЕТЕЛЬ. ТОЛЬКО ДУХОВНОСТЬ И КРАСОТА СПОСОБНЫ ВЫВЕСТИ ЛЮДЕЙ К СВЕТУ, К БУДУЩЕМУ!