Выполнила социальный педагог МОУ СОШ № 8 Поликарпова Ольга Вячеславовна
Cлайд 2
Введение Теоретические основы изучения проблемы -Понятие инвалидности и классификация групп детей с ограниченными возможностями -Особенности личности детей-инвалидов -Характеристика семей, имеющих детей -инвалидов Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями -Нормативно-правовая база социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами -Технология оказания социальной-педагогической помощи -Особенности работы социального педагога с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями Анализ опыта работы социально-психологической службы МОУ СОШ № 8
Cлайд 3
С каждым годом во всём мире увеличивается число лиц с ограниченными возможностями в результате травм, заболеваний, врождённых нарушений в развитии. Поэтому всё острее встаёт проблема взаимоотношения общества и инвалида. Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним равнодушны, другие жалостливы и пассивны, третьи – активно участливы. Политика социального обеспечения строится на убеждении, что капиталовложения в эту сферу не могут быть реально возмещены. Государство откупается от проблем инвалидов финансированием разного рода выплат и мизерными пенсиями. Вопросы лечения не рассматриваются во взаимосвязи с вопросами воспитания и обучения. Вследствие этого растёт отчуждённость человека от общества, жестокость, насилие. Поэтому этой категории жизненно необходима поддержка социально-психологической службы.
Cлайд 4
Цель исследования: изучить особенности оказания социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям Объект исследования: дети с ограниченными возможностями и их семьи Предмет исследования: особенности работы социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями Задачи: Изучить и проанализировать работу школы по данной проблеме Раскрыть особенности личности детей-инвалидов Охарактеризовать типы семей, имеющих таких детей Описать опыт работы службы с детьми-инвалидами
Cлайд 5
Понятие инвалидности Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: Заболеванием Последствием травм Анатомическими дефектами (Закон РФ «О защите инвалидов» от 24.11.1995 г) Закон вводит и признак инвалидности – нуждаемость такого лица в социальной защите. Признание инвалидом лица осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании заявления этого лица, его опекуна или по направлению медицинского учреждения
Cлайд 6
Инвалиды делятся на несколько групп: По возрасту: дети-инвалиды и инвалиды- взрослые; По причинам происхождения инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды – войны, инвалиды – труда: По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные; По характеру заболевания инвалиды могут, относится к мобильным, к маломобильным или неподвижным группам. Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма.
Cлайд 7
По характеру нарушений выделяют несколько категорий детей-инвалидов: Дети с нарушением интеллекта Психическое заболевание и ранний аутизм. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата Дети с нарушением слуха Дети с нарушением зрения Дети с комплексными нарушениями развития
Cлайд 8
Важнейшим аспектом социально-педагогической деятельности является содействие ранней комплексной диагностики и ранней реабилитационной помощи, медикаментозную коррекцию и психолого-педагогическую стимуляцию развития. Обеспечение комплексного пролонгированного сопровождения ребенка в условиях семьи и специализированного учреждения на всех возрастных этапах в рамках индивидуальной программы реабилитации. Содействие в организации новых форм учреждений для дневного пребывания. Содействие реорганизации действующих домов – интернатов. Разработка методического обеспечения. Осуществление поддержки семьи.
Cлайд 9
В развитии ребенка-инвалида наблюдается ряд особенностей, связанных с его изолированностью от общества. Психологи и педагоги выделяют как результат заболевания ряд проблем, свойственных таким детям. Одна из них - проблема подросткового эгоцентризма как умственной позиции в познании себя и окружающего мира.
Cлайд 10
Невостребованность молодых инвалидов и их социальная изоляция препятствует формированию активной жизненной позиции. У подростка - инвалида не складывается устойчивая положительная самооценка, не формируется базовое чувство доверия к миру. В связи с этим не редко инвалиды детства воспринимают всех людей как недоброжелательное окружение
Cлайд 11
Социальные педагоги и психологи, работающие в школе, констатируют дезадаптацию больных детей по причине так называемого школьного невроза. Невроз – невротическое состояние ребенка, возникающее в результате обиды, нанесенного словом или жестом. Ученые систематизировали школьные неврозы в зависимости от их проявления:
Cлайд 12
ребенок часто плачет, разбрасывает вещи – истерический невроз: быстро утомляется, плохо спит, раздражителен – неврастения; его преследует мысль о своих неудачах – невроз навязчивых состояний; преследует мысль, что на него показывают пальцем – фобический невроз; ему кажется, что все над ним насмехаются, - депрессивный невроз; ему свойственно упадническое настроение – ипохондрический невроз; узнав о своей болезни, он, как ему представляется, начинает жить в другом мире – диперсанализационный невроз; ребенок говорит: «От этой болезни у меня дергаются веки» - системный невроз; от ожидания обострения хронической болезни ребенок переживает чувство ужаса – невроз ожидания; ребенок агрессивен, когда его называют больным, - эмоциональный невроз.
Cлайд 13
Характеристика семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и их основных проблем. Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты. (Матери-одиночки)
Cлайд 14
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения: – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из нее, который избирает семья. Именно в этих семьях наиболее часто встречаются случаи скрытого алкоголизма родителей.
Cлайд 15
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
Cлайд 16
Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцовскую). Такой вид отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
Cлайд 17
На первое место среди экономических, социальных, психолого-педагогических, медицинских, этических проблем семей, имеющих детей с инвалидностью, выдвигается материальное положение. Основная часть семей располагает весьма скромным достатком, который складывается из заработной платы мужа и социальной пенсии ребенка по инвалидности. Мать в этих семьях лишена возможности полноценно работать. В каждой пятой семье мать не работает из- за того, что не с кем оставить ребенка, а учреждения с дневным пребыванием для детей-инвалидов отсутствуют. В каждой десятой семье мать имеет случайные заработки. Надомные формы труда в настоящее время развиты недостаточно, предприятия не идут на утверждение гибкого трудового графика и предоставление права на неполный рабочий день для матери ребенка-инвалида.
Cлайд 18
На втором месте находятся проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования. Большинство детей обучаются в специализированных образовательных учреждениях интернатного типа.
Cлайд 19
Специфика работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями и их семьями Работая с такими детьми, социальный педагог помогает, как можно раньше организовать их лечение, консультирует родителей, как приучать ребенка к самообслуживанию, развивать стремление к знаниям. Он помогает организовать больных детей, их контакты со сверстниками с целью привития таким детям навыков общения, правильного культурного поведения. Важным является физическое развитие, приобретение навыков домашнего труда и самообслуживания, чему способствует организованное социальным педагогом трудовое воспитание и обучение больного ребенка. Работа социального педагога с каждой категорией больных детей (в центрах, в приютах, в семье, в специальных учебных заведениях) имеет много общего.
Cлайд 20
Работа социального педагога с такими детьми предполагает: изучение воспитанника, выявление причин заболевания, отставания в развитии и обучении; определение форм и методов индивидуальной работы; организацию обучения и воспитания с учетом здоровья ребенка; оказание помощи воспитаннику, находящемуся в ситуации кризиса; консультацию родителей; выработку единых педагогических требований с сотрудниками службы в работе с каждым ребенком; соблюдение прав ребенка.
Cлайд 21
Необходимо помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для определения трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми социальный педагог составляет программу, по которой ребенок подготавливается к такому общению, принимая участие в конкурсах, проведении дней рождения, обсуждении книг и фильмов, по мере возможности включает его в трудовую деятельность
Cлайд 22
Задача социального педагога и родителей: организация полноценного общения, как духовно-практической деятельности, что предполагает: формирование культуры общения у родителей и ребенка включение ребенок в систему широких социальных связей психологическая поддержка родителей и ребенка (информирование, консультирование, психологический тренинг).
Cлайд 23
Первым этапом и важнейшим элементом технологии диагностики социальной среды является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением. Сбор первичной информации, накопление материалов, характеризующих сущность исследуемого объекта, имеет огромное значение для последующей работы по диагностике социума.
Cлайд 24
Метода «эмпатического слушания» (Е.Р. Смирнов) улыбаясь, представиться учащемуся, поздороваться с ним за руку; расспросить о том, как он доехал к месту встречи, перейти на разговор о погоде, о последних событиях, которые его могут интересовать; высказать комплимент по поводу внешнего вида и т.п.; перейти к расспросам об общих знакомых, обсудить общие вопросы, не имеющие отношения к обозначенной проблеме; издалека обозначив начало проблемного разговора, перейти к поэтапному процессу эмпатического слушания.
Cлайд 25
Второй этап технологии диагностики социальной среды – общая диагностика. Наблюдение. Это метод, применяемый при изучении внешних проявлений поведения людей, без активного вмешательства в их деятельность. Беседа. В социально-педагогической практике это метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Анкетирование. Метод множественного сбора информации путем опроса респондентов (испытуемых). Интервью. Индивидуальный опрос респондентов по заранее определенной теме. Личностный опросник. Использование стандартизированной анкеты, содержащей вопросы, на которые респондент дает либо положительный, либо отрицательный ответ. Мониторинг. Организация пролонгированного отслеживания состояния исследуемой проблемы.
Cлайд 26
Третий этап диагностики социальной среды – специальная диагностика. Выделенные в процессе общей и специальной диагностики проблемы составляют в комплексе социальный диагноз – заключение о состоянии исследуемого объекта или явления. Важнейшим принципом реализации технологий социальной диагностики является включение в процесс исследования практических работников, занятых в этой сфере.
Cлайд 27
Особенности работы социального педагога с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями. Ведение занятий с больным ребенком и его матерью ставит следующие цели: обучение матери методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях; обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка; коррекция внутреннего психологического состояния матери; коррекция взаимоотношений между матерью и ее ребенком. Эти цели решают следующие задачи: Коррекция не конструктивных форм поведения матери, как агрессивность, и необъективная оценка матери поведения ребенка, негативное желания, стремление уйти от трудностей. Формирование понимания матери проблем ее ребенка.
Cлайд 28
Опыт работы социально-психологической службы с детьми с ограниченными возможностями на базе МОУ СОШ № 8 Ленинского округа г. Комсомольска-на-Амуре
Cлайд 29
В школе действует социально- психологическая служба. Субъектами деятельности являются: социальный педагог; отдел семьи; психолог; медик; классный руководитель.
Cлайд 30
Работа проводится по следующим направлениям: социальная помощь (материальная); психолого-педагогическая поддержка (духовная, консультация, беседы, диагностики); образовательная (индивидуальное обучение на дому); организация досуга (кружковая работа, концерты, просмотр кинофильмов, утренники); профориентационная (обучение элементарным диагностическим практическим навыкам).
Cлайд 31
В школе детей-инвалидов – 5. Группы по характеру заболеваний: сахарный диабет, укорочение нижней конечности, ДЦП, аутизм, порок развития толстого кишечника
Cлайд 32
Групповая и индивидуальная психопрофилактическая работа проходит в различных формах: группах социально – психологического тренинга, деловых и организационно – управленческих играх, клубах, группах и вечерах общения, семейно – психотерапия, игровой психологической коррекции общения дошкольников и школьников, психологических консультациях.
Cлайд 33
В групповой профилактической работе используется следующие виды групповой деятельности: групповые дискуссии, ролевые игры, групповое художественное творчество, библиотерапия (обсуждение образов и обобщения из литературных произведений). Большое значение в деятельности группы имеет невербальные способы общения, рисунок, пантомима, схемы, музыка, анализ первого впечатления, его прогнозирование, диагностика и самодиагностика.
Cлайд 34
Для эффективного воздействия разработана программа, которая включает четыре необходимых взаимосвязанных компонента: создание и поддержание хорошего контакта педагога с детьми благодаря обеспечению ситуации успеха; снятие стрессогенных факторов с помощь психологической разрядки; обеспечение принятия каждого ребенка другими детьми; развитие творческих способностей ребенка, способствующих повышению его самооценки.
Cлайд 35
Для изучения родителей, внутрисемейных отношений применялся тест - опросник родительского отношения, позволяющих выявить отношение родителей к воспитанию детей и общению с ними, как системе чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей восприятия ребенка родителями. Родительское отношение оценивалось по пятибалльной шкале: принятие-отвержение; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; маленький неудачник.
Cлайд 36
Для изучения ребенка – инвалида применялась диагностика социально-психологической адаптации подростка К. Роджерса и Р. Раймонда. На основании высказываний о человеке его переживаниях, мыслях, привычках, стилях поведения и соотнесения их к собственным образам жизни ребенка определялись интегральным показателем: адаптивность, лживость, самопринятие себя, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность (внутренний контроль), стремление к доминированию.
Cлайд 37
Для изучения готовности педагога к работе с детьми – инвалидами и их родителями мы применяли анкетирование классных руководителей в ходе которого выяснилось отношение классного руководителя к данным учащимся (оценка умственных способностей, уровня воспитанности, черт характера, доминирующих факторов его воспитания, ценностных ориентаций, интересов, а также оценка семейного воспитания, обстановки в семье, требований к ребенку, методов воспитания, взаимодействия с учителями).
Cлайд 38
В результате эксперимента было выявлено: В отношении детей – инвалидов: недостаточная степень социально - психологической адаптированности детей с нарушениями в развитии; недостаточная высокая степень принятия других людей; сниженная эмоциональная комфортность. диагностика, проведенная с привлечением классных руководителей, позволило установит объективную позицию исследуемых детей в системе учебной деятельности, относительно их низкий уровень успеваемости среди ценностных ориентаций выявлено преобладание: отношение со сверстниками, уважение с окружающими, общение с друзьями; интересы детей: творческие занятия, дополнительное образование, общение с друзьями, развлечение.
Cлайд 39
В отношении родителей: анализ семейной обстановки, семейного воспитания, межличностных взаимоотношений в семье, показал сниженную степень принятия родителями ребенка; широкое применение авторитарных методов в семье; высокую степень инфантилизации ребенка родителями. недостаточное взаимодействие родителей с образовательным учреждением;
Cлайд 40
В отношении классных руководителей: Анкетирование классных руководителей, показало недостаточное глубокое знание ими индивидуальных особенностей детей доминирующих качеств характера, ценностных ориентаций и интересов, что свидетельствует о недостаточной сформированности умений психолого-педагогической диагностики. У классных руководителей вследствие чего невозможен индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями и их семьям, определение их проблем и нахождение путей решения этих проблем
Cлайд 41
Полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки программы: «Совершенствования системы социальной адаптации учащимися с ограниченными возможностями на основе оптимизации взаимодействия семьи и школы.»
Cлайд 42
Цель программы: повышение уровня социально – педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями за счет оптимизации взаимодействия ребенка, семьи, педагога.
Cлайд 43
Задачи: помочь ребенку в установлении нормальных взаимоотношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребенка и коммуникативности; помощь родителям в налаживании межличностных взаимоотношений с ребенком, в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребенка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления; помощь педагогам в психолого-педагогической диагностике с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия педагога и ребенка на пути его личностного развития и социальной адаптации.
Cлайд 44
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ 1.Работа с детьми – инвалидами. 2.Работа с семьей. 3.Работа с педагогическим коллективом.
Cлайд 45
Инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к инвалидам ведут к духовной деградации всего общества.
Cлайд 46
«Не бойся, пожалуйста, доктора Льва! Он в горло зверюшке заглянет сперва И выпишет срочно рецепт для больного: «Таблетки, микстура и тёплое слово, Компресс, полосканье и доброе слово, Горчичники, банки и нежное слово, - Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без тёплого слова, Без нежного слова – не лечат больного!» Юнна Мориц