Городская научно-практическая конференция «Приоритеты социально-педагогической деятельности ОУ в соответствии с требованиями ФГОС» 29.02.2012 – 1.03.2012
Cлайд 2
секция 3 «Защитно-охранная функция» "Формирование коммуникативной компетентности учащегося, как субъекта социальной жизни". 1.03.2012
Cлайд 3
ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ «Формирование коммуникативных умений и навыков у школьников. Развитие сплоченности школьного коллектива» «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»
Cлайд 4
Куковякин Александр Юрьевич социальный педагог Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 498, Невского района Санкт – Петербург, Россия
Cлайд 5
Формирование коммуникативных способностей учащихся является одной из приоритетных задач школы, так как результативность процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения .
Cлайд 6
Под коммуникативными способностями школьников как средства их социальной адаптации мы понимаем комплекс индивидуально-психологических качеств личности школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально- коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Cлайд 7
В основу понимания коммуникации положено две модели: 1 Субъект- объектная, произвольное коммуникативное действие осуществляется только одним участником коммуникации. 2. Субъект-субъектная, произвольное коммуникативное действие осуществляется со стороны каждого участника коммуникации
Cлайд 8
За разными моделями коммуникации лежат разные ценности, в первом случае ценностью является передаваемая информация, а во втором возможность понимания и осуществление совместного действия. В современном обществе особое значение приобретает субъект – субъектная модель коммуникации, а именно: уметь слышать друг друга, владеть способами общения, уметь представлять себя и результаты своей творческой деятельности.
Cлайд 9
Таблица 1. Классификация коммуникативных умений
Cлайд 10
1.Слушать 2. Читать 3. Получать числовую информацию 4. Получать графическую информацию 5. Читать жесты и позы 6. Читать мимику лица и моторику тела 7. Различать интонацию 1.Говорить 2. Писать 3. передавать числовую информацию 4. передавать графическую информацию 5. передавать информацию посредством жестом 6. передавать информацию мимикой и пантомимикой 7. передавать информацию интонацией
Cлайд 11
Cлайд 12
Cлайд 13
Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений
Cлайд 14
Функции общения Социальные функции общения а) Организация совместной деятельности б) Управление поведением и деятельностью с) Контроль Психологические функции общения а) Функция обеспечения психологического комфорта личности б) Удовлетворение потребности в общении с) Функция самоутверждения
Cлайд 15
Анализируя работу с учащимся, можно прийти к выводу, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: на мой взгляд это может быть потребность во впечатлениях, потребность в активной деятельности, потребность в признании и поддержке
Cлайд 16
Таблица 2. Вычисление индекса уверенности учащихся Коммуникативное умение Оценка умею скорее умею, чем не умею скорее не умею, чем умею не умею затрудняюсь ответить Слушать внимательно, не перебивая + Читать внятно, быстро, осмысленно + Читать графики, схемы, чертежи + Понимать смысл жестов, поз + Правильно воспринимать мимику +
Cлайд 17
Кроме того, для каждого учащегося на основе его самооценки вычислим Индекс уверенности в степени овладения коммуникативными умениями, который вычисляется для контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента и в конце эксперимента по формуле:
Cлайд 18
где n – общее количество ответов; n1 – количество ответов «умею» (соответственно +1 балл); n2 – количество ответов «скорее умею, чем не умею» (+0,5), n3 –количество ответов «скорее не умею, чем умею» (-0,5); n4 – количество ответов «не умею» (-1); n5 – количество ответов «затрудняюсь ответить» (0 баллов). Таким образом, максимально возможное значение индекса, которое может получить испытуемый – +1, а минимальное равно -1 (табл. 2): Z=(1·12+0,5·9-0,5·3-1·3):33=(12+4,5-1,5-3):33=0,36
Cлайд 19
Выделим три уровня сформированности коммуникативных умений старшеклассников: репродуктивный (низкий), продуктивный (средний), творческий (высокий). I. Репродуктивный (низкий) уровень. Учащиеся, находящиеся на данном уровне не понимают ценность информации, коммуникативных умений и навыков. Отличаются плохим развитием информационных потребностей, отсутствием интереса к коммуникативной деятельности и безразличием к информации. Коммуникативные способности слабые. У учащихся не наблюдается сформированность «образа Я» как субъекта коммуникативной деятельности, учащиеся не могут самостоятельно организовывать собственную деятельность и пытаются подражать коммуникативной деятельности других.
Cлайд 20
II. Продуктивный (средний) уровень. На данном уровне для учащихся типичным является понимание ценности информации и коммуникативных умений, наличие информационной потребности, интереса к информации и коммуникативной деятельности. Коммуникативные способности сформированы, но учащийся не ощущает необходимости их дальнейшего развития. Учащиеся способны самостоятельно спланировать и осуществить коммуникативную деятельность. У них сформирован «образ Я» как субъекта коммуникативной деятельности, но отсутствует потребность в дальнейшем развитии.
Cлайд 21
III. Творческий (высокий) уровень. Учащийся обладает пониманием личностной ценности информации и коммуникативной деятельности, как способа получения такой информации, есть высокий интерес. Учащийся чувствует необходимость в дальнейшем развитии своих коммуникативных способностей. Уровень сформированности коммуникативных умений высокий, т.е. обучаемый выполняет все операции, последовательность их рациональна, все действия в целом вполне осознаны. Учащийся самостоятельно организует и выполняет коммуникативную деятельность. У него не только сформирован «образ Я» как субъекта коммуникативной деятельности, но, анализируя существующий «образ Я», он ощущает потребность в дальнейшем развитии себя и своей деятельности. Другими словами, учащийся конструирует свою жизнедеятельность на основе «образа Я».
Cлайд 22
Структура коммуникативной компетентности включает 6 этапов коммуникации, которые характеризуются следующими показателями: 1. Самоопределение в коммуникативной ситуации. 2. Анализ намерений партнеров и способов коммуникации 3. Реализации коммуникации. 4. Выстраивание стратегии коммуникации. 5. Корректировка процесса коммуникации. 6. Оценка успешности достижения желаемых результатов.