Развитие и саморазвитие педагогической компетентности в работе с детьми, родителями. Цель: Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществление практического поиска организационных форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Cлайд 2
Общение Взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений. В общении осуществляется обмен деятельностью и её результатами, формируются настроения и взгляды, выявляется уровень взаимопонимания, вырабатываются привычки и традиции.
Cлайд 3
Позиция «над» В этом случае учитель проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнёр по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Это тип коммуникации характерен для взаимодействия «учитель – ученик».
Cлайд 4
Позиция «наравне» Оба партнёра проявляют инициативу и активность, стараются учитывать интересы и цели друг друга, вступают в отношения взаимодействия. Наиболее часто это характерно для взаимодействия «учитель – учитель».
Cлайд 5
Позиция «под» Учитель занимает подчинённое положение относительно партнёра по общению, характерно в его коммуникативных контактах с руководителем и администрацией. В реальной жизни часто нарушение позиций и правил общения, поэтому для успешного выполнения своей деятельности нужно уметь занимать правильную коммуникационную позицию в зависимости от того, с кем и когда происходит общение.
Cлайд 6
Информационная функция Взаимодействие учителя и других участников образовательного процесса состоит прежде всего в обмене между ними информацией. (Информация может передаваться как с помощью различных источников, так и с помощью мимики, интонации, жестов, манер слушать.)
Cлайд 7
Социально – перцептивная функция Прежде всего идёт восприятие учителем другого участника образовательного процесса и особая чувствительность к нему: сочувствие, сопереживание, понимание проблем.
Cлайд 8
Самопрезентативная функция В актах общения осуществляется презентация учителя, его внутреннего мира, его самовыражения. Сластенин В.А. пишет: «Не измученный, усталый и опустошённый, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения»
Cлайд 9
Интерактивная функция При общении происходит обмен идеями, образами и действиями.
Cлайд 10
Аффективная функция (Аффект – душевное волнение, страсть.) Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Необходима нейтрализация аффекта, его коррекция.
Cлайд 11
Соревнование (конкуренция) – «Акула». Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это силовая стратегия, цели очень важны, взаимоотношения нет.
Cлайд 12
Приспособление – «Медвежонок». Означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Это стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, цели – нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.
Cлайд 13
Компромисс – «Лиса» Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Cлайд 14
Избегание – «Черепаха» Отсутствие стремления к кооперации и тенденции к достижению собственных целей. Эта стратегия ухода под панцирь, т.е. отказа от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими.
Cлайд 15
Сотрудничество – «Сова» Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Это стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения.
Cлайд 16
Принципы взаимодействия педагога и воспитанника 1. Человек должен искренне интересоваться другими людьми. 2. Понять, что хочет ваш собеседник. 3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. 4. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника. 5. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей. 6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник. 7. Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение. 8. Пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему. 9. Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. 10. Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Cлайд 17
11. Давайте людям возможность спасти свой престиж. 12. Взывайте к более благородным мотивам. 13. Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно. 14. С самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона. 15. Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него. 16. Заставляйте собеседника ответить «да». 17. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно. 18. Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника. 19. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. 20. Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Cлайд 18
Правила педагогического общения Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжённость в общении. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
Cлайд 19
Слова и выражения педагогов, употребляемые по отношению к учащимся Несущие негативные эмоции Винзилёвские, чучело, дурак, дурачьё, уроды, тупые, проститутки, голубые, больные, отсталые, идиоты, дауны, дуньки деревенские, чудики, уродцы, кусок мяса, где деньги? убогие, рот закройте, вы для меня не существуете, твари, индейцы, вышвырну из кабинета, недоумки, бездари, в нижнем белье ходите, порнография, бараны, овцы, тупоголовые, стриптиз, я что бревно прошу поднять, животные, бомжы, засранцы, пидараски, вшивые куры, я не буду вас хорошо учить за маленькую зарплату, стадо баранов, гнида, свиньи, бичи, дибил, ослы, бестолковые.
Cлайд 20
Несущие положительные эмоции Сегодня вас приятно видеть Отпускаю вас домой
Cлайд 21
Слова и выражения, используемые учителями для создания ситуации успеха на уроке Спасибо за урок! Сегодня вы меня очень порадовали Сегодня мне с вами интересно было работать Я рада, что мы поняли друг друга Твои успехи очень радуют меня Молодцы! Умницы! Я ухожу с урока в отличном настроении Самый лучший подарок – это ваши знания и др. (выдержки из анкеты)