Выполнила: студентка V курса Факультета «истории и менеджмента» 881 группы Умнова А.Р.
Cлайд 2
Конфликт (лат. coflictus - столкновение). Классификация: ролевые и личностные; межличностные и внутриличностные; кратковременные и затяжные; явные и скрытые; конструктивные и деструктивные; ситуационные и системные;
Cлайд 3
Конфликты могут протекать в двух взаимосвязанных формах – противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон (на индивидуальном и групповом уровнях).
Cлайд 4
К числу позитивных последствий конфликтов относят: Разрядку напряженности между конфликтующими сторонами; Получение новой информации об оппоненте; Сплочение коллектива в борьбе с внешним врагом; Стимулирование к изменениям и развитию; Снятие синдрома покорности у подчиненных; Диагностику возможностей оппонентов.
Cлайд 5
Цель – выявить типичные причины (и поводы) конфликтов учащихся старших классов, прежде всего, выпускников с учителями и получить представление об основных дифференцирующих факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность поведения. Для этого необходимо: разделить весь набор (анкетный список) конфликтов на типы по содержанию разногласий; представить различные социолого-статистические распределения информации, выявляющие закономерности поведения тех или иных групп учащихся в конфликтных ситуациях.
Cлайд 6
Двенадцать причин (и поводов) конфликтов учащихся с педагогами классифицированы нами в зависимости от вида "агента социального действия" - по трем основаниям: "общество" (социальный заказ на выполнение функций учащегося); "учитель" (отношение к педагогам со стороны учащихся); "ученик" (поведение подростков, обусловленное их личностными особенностями)
Cлайд 7
Таблица 1 Распределение ответов учащихся 11-х классов на вопрос "Если у тебя бывают конфликты с учителями, то каковы причины этих конфликтов?", %
Cлайд 8
Cлайд 9
Успеваемость - причина или следствие конфликтных отношений? Таблица 2 Ответы выпускников о конфликтах с учителями в зависимости от успеваемости, % Причины конфликтов Хорошо и отлично Хорошо и удовлетворительно Удовлетворительно и плохо 1. Выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося Пропуски занятий, опоздания 10,0 18,8 35,1 Мое поведение в школе 9,7 16,2 19,5 Моя успеваемость 2,5 10,3 29,3 2. Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности Несправедливо ставят оценки 27,8 34,4 22,4 Скучные уроки 12,2 19,3 23,0 Мне не нравятся некоторые предметы 9,3 16,2 20,1 Непонятно объясняют материал 10,7 15,4 13,2 Несовременные взгляды учителей 8,3 10,2 8,0 3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности (собственным "Я"), защита круга друзей Мой характер 10,2 10,8 19,5 Курение и тому подобное 2,2 5,5 14,4 Мой внешний вид (прическа, одежда) 4,7 6,2 8,0 Несправедливость к моим друзьям 10,3 11,0 16,7 Конфликтов практически не бывает 58,0 40,2 25,3
Cлайд 10
Таблица 3 Ответы "Да" на вопросы о вредных привычках в зависимости от уровня успеваемости старшеклассников, % Ответы "Да" о вредных привычках "Хорошо" и "отлично" "Хорошо" и "удовлетворительно" "Удовлетворительно" и "плохо" Ты куришь? 9,6 26,6 47,4 Употребляешь ли спиртное? 10,3 16,2 26,3 Пробовал ли наркотики? 7,2 15,7 27,7
Cлайд 11
Cлайд 12
Исследования стрессовых событий в школьной жизни (по описаниям студентов) выявили, что 95% опрошенных были свидетелями слез учащихся. Причины: грубость учителей; обиды на учителей; несправедливость при выставлении оценок; унижение учащиеся; смена учителей, уход любимых педагогов и т. д.
Cлайд 13
Таблица 5 "Как ты оцениваешь свои взаимоотношения?" Распределение ответов в зависимости от успеваемости, % Оценка взаимоотношений "Хорошо" и "отлично" "Хорошо" и "удовлетворительно" "Удовлетворительно" и "плохо" С учителями Хорошие 89,4 72,8 39,9 Не совсем хорошие 8,8 21,2 44,5 Плохие 0,3 1,5 6,4 С классным руководителем Хорошие 81,5 74,3 58,4 Не совсем хорошие 12,0 17,9 24,3 Плохие 3,0 3,1 8,7 В своей семье Хорошие 82,2 79,2 73,8 Не совсем хорошие 14,8 16,9 22,7 Плохие 2,5 2,0 2,9 С одноклассниками Хорошие 83,5 83,0 72,7 Не совсем хорошие 13,2 11,8 19,8 Плохие 0,8 1,0 1,7 Со сверстниками вне школы Хорошие 88,5 89,5 92,4 Не совсем хорошие 6,4 5,3 4,7 Плохие 1,2 1,3 0,6
Cлайд 14
Cлайд 15
В профессиональной работе педагога проблема конфликта приобретает особую сложность, потому что развитие ребенка происходит через преодоление объективных (не нами и ими созданных) противоречий. Педагогический конфликт не должен вносить дополнительных, субъективно обусловленных трудностей в процесс развития личности. Способность не только безболезненно разрешать, но и предупреждать возникновение конфликтов - одна из величайших профессиональных и человеческих способностей педагога. Как много это значит для школы, семьи, ребенка и для самого педагога.