О развитии исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время Шевцова Е.А.
Cлайд 2
Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Научно-исследовательская работа в школе многоэтапная, содержит много компонентов, составляющих частей. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности, преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.
Cлайд 3
Научно-исследовательскую работу в школе я рассматриваю как: создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения. Эту работу можно начинать с первых уроков химии. Например, в теме: “Что изучает химия? Каков путь изменения этого предмета?”, можно предложить для исследования вопрос: зачем нужно изучать химию? Создается, как бы, мини педагогическая мастерская, где каждый ученик делится своим жизненным опытом, знаниями, которые складываются в совместную научную копилку. И так, шаг за шагом, от собирания фактов к обобщению, мы осваиваем основные химические понятия и законы. К 9 классу багаж знаний уже достаточен, чтобы перейти к освоению нового этапа научно-исследовательской деятельности.
Cлайд 4
Занятия по исследовательской работе учащихся провожу по следующему плану: I. Введение (виды исследовательских работ, научно-практические конференции, конкурсы школьников). II. Методология научного творчества (основные понятия научно-исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск информации). III. Этапы работы в рамках научного исследования (выбор темы, составление плана научно-исследовательской работы, работа с литературой). IV. Оформление исследовательской работы (структура содержания исследовательской работы, общие правила оформления текста научно-исследовательской работы). V. Представление результатов научно-исследовательской работы (психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу, культура выступления и ведения дискуссии).
Cлайд 5
Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым учащимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии: актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении; 2) соответствие интересам учащегося-исследователя; 3) реальная выполнимость; 4) возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой; 5) обеспеченность необходимым количеством различных источников;
Cлайд 6
После завершения оформления работы я пишу рецензию на нее и сосредоточиваю свое внимание на подготовке учащихся к защите исследования. Таким образом, правильно организованная работа по научно-исследовательской деятельности учащихся ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки. В результате правильная организация научно-исследовательской работа позволяет овладевать элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы и оказывает методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Cлайд 7
Цель работы : Изучить и исследовать многообразный и сложный химический состав меда , объяснить его лечебные свойства. Задачи : Совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками по выбранной теме исследования. Использовать методику проведения качественных реакций для обнаружения веществ в меде. Гипотеза: Ценность меда как продукта питания можно объяснить его сложным химическим составом и свойствами веществ, входящих в него. Объект исследования: различные сорта меда. Предмет исследования: сложный и многообразный состав меда. Методы исследования: эксперимент, анализ, синтез. Тема: физический и химический состав меда
Cлайд 8
Тема: «Плюсы» и «минусы» жевательной резинки Цель работы: изучение свойств жевательной резинки в различных условиях. Задачи исследовательской работы: Ознакомиться с историей возникновения жевательной резинки. Изучить свойства жевательной резинки. Провести анкетирование учащихся Объект исследования: Жевательная резинка (Orbit «Спелая малина», Orbit «Сладкая мята», Hubba Bubba «Чудесная черника», Dirol «Ягодный микс»).
Cлайд 9
Тема: Яблоки и здоровье человека Цель исследования: выявление взаимосвязи между потреблением яблок и здоровьем человека. Задачи: 1.Изучить химический состав яблок. 2. Определить содержание солей железа в некоторых сортах яблок. 3. Выявить взаимосвязь между здоровьем человека и частотой употребления им яблок. Объект исследования: яблоки, местные жители. Предмет исследования: целебные свойства и состав яблок. Методы исследования: эксперимент, анкетирование. Предполагаемый результат: 1. Считаю, что яблоки положительно влияют на здоровье человека, т.к. содержат большое количество витаминов и других полезных веществ. 2. Думаю, что яблоки всех сортов содержат соли железа.