* 11. Четвертый шаг – планирование исследования. Во всяком деле, чтобы добиться успеха, нужна некоторая доля безумия. Шекспир Уильям, «Генрих IV»
Cлайд 2
* Постановка вопросов как план дальнейшей работы Что необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку? Какие источники информации необходимо изучить? Какие способы сбора и анализа информации можно использовать? В какой форме или каким способом можно представить результаты работы (формы проекта и исследования)? Каковы процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной и исследовательской деятельности? Как распределить обязанности между членами команды (если проект выполняется группой)?
Cлайд 3
План – это уже черновое оглавление работы с указанием ее глав и параграфов. План служит основой для последующей оценки автором и научным руководителем соответствия работы целям и задачам проводимого исследования, а также позволяет предварительно провести анализ его результатов и при необходимости внести коррективы в ту или иную часть работы. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объемов отдельных ее частей. *
Cлайд 4
* Исследовательская деятельность - длительный процесс: этап подготовки, практика проведения, анализ, оформление результатов, их публичное представление на конференции. На составление плана влияет выбор вида проекта и исследования.
Cлайд 5
* Экология и культура – приоритет безопасности моего края. НОУСОШ «Росинка». Авторы проекта: Пантелей Дмитрий, Прошина Лилия, 7кл. Руководители проекта: Зубкова Елена Михайловна, Деева Елена Николаевна Пример
Cлайд 6
* Вопрос Мероприятия Что необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку? Изучить источники информации по вопросу влияния состояния экологии на здоровье человека и окружающую среду – октябрь Обсудить данную информацию с руководителем работы (консультантом) – 1-я пол.ноября Написать 1 главу работы –ноябрь Провести исследование почвы – октябрь Провести фотосъемку почвенного разреза, водоемов, предприятий, свалок и др. – октябрь, ноябрь Провести лабораторное исследование: определение качества питьевой, речной, талой воды методами химического анализа – ноябрь, декабрь, январь Обработать полученные данные и составить приложения: графики, таблицы, диаграммы, фото и др. – ноябрь, декабрь Составить экологический паспорт исследуемого района (формулирование выводов по исследовательской работе) - январь. Написать 2 главу – январь Подготовить работу к предзащите: написание тезисов, рецензий, защитной речи, презентации – февраль Защитить работу – февраль март Какие источники информации необходимо изучить? Научная литература: учебник, энциклопедия, справочник, материалы СМИ Интернет-ресурсы Мнение врачей, жителей данного района и др.
Cлайд 7
* Какие способы сбора и анализа информации можно использовать? Определение понятий по данной теме Наблюдение за сезонными изменениями воды, почвы. Эксперимент: лабораторная работа Анкетирование: опрос жителей изучаемого микрорайона и др. района Интервьюирование медицинских работников Сравнение состояния окружающей среды районов г.Москвы Сопоставление полученных данных по исследуемому району с уже имеющимися данными СМИ Обобщение полученных данных Обработка статистических данных Визуализация полученных данных: графики, диаграммы и др. В какой форме или каким способом можно представить результаты работы (формы проекта и исследования)? 1. Реферативная работа 2. Приложения: таблицы, диаграммы, карта - схема, фотографии, рекомендации и др. 3. Презентация
Cлайд 8
* Каковы процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной и исследовательской деятельности? Представление результатов различных этапов работы над исследованием на заседаниях ШНО Предзащита работы на заседании ШНО Защита работы на школьной Конференции проектных и исследовательских работ Как распределить обязанности между членами команды (если проект выполняется группой)? Изучение источников информации – все члены группы Создание графиков, таблиц, диаграмм – Пантелей Д., Христинин А., Ляпин Р. Создание презентации – Пантелей Д. Лабораторное исследование – Исаева М., Ермошкина Е. Проведение эксперимента: забор воды, срез почвы, фотографирование – все члены группы Написание текста работы – Прошина Л. Подготовка защитной речи и ее защита – Прошина Л.
Cлайд 9
Поразмышляйте Порой говорят, что план – это основа правильно делать правильные дела. Но разработка плана наглядно убеждает, что правильные дела надо делать не просто правильно, но и своевременно, ибо второго шанса не будет, как в одной восточной притче про вторую стрелу. Мастер предложил ученику приготовиться к выполнению упражнений по стрельбе из лука. Тот подошел к рубежу стрельбы, взял лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел. - Почему Вы отобрали у меня вторую стрелу? – удивился ученик. - Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно пошла бы мимо цели. - Но почему? – удивился ученик. - Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе еще одна попытка, – ответил Мастер. С. 197. Евтихов О.В. Грааль мудрости. Кн. 1/ О.В. Евтихов, Т.В. Трепешко. – СПб.: Рочь, 2005. – 304 с. *