Презентацию подготовила учитель МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова» Ларионова Е.А.
Cлайд 2
Воспитательные традиции Древней Руси.
Cлайд 3
За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа.
Cлайд 4
Труд- основа жизни славян. Детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.
Cлайд 5
Забота о здоровье и физическом развитии детей имела особое значение. Средства физического воспитания: - закаливание; - подвижные игры; - физический труд.
Cлайд 6
Исторические предания, легенды, былины воспитывали гордость за своё отечество, формировали патриотическое сознание. В подвигах героев подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств человека.
Cлайд 7
Педагогическое наследие древних славян- устное народное творчество. Песни Потешки Сказки Загадки Пословицы Былины Глубочайший нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.
Cлайд 8
Первые нравственные заповеди детства: -почитание старших; - главенствующая роль отца; -уважение к матери; -осознание сыновнего долга; -обязанность беречь достоинство; - быть благодарным людям.
Cлайд 9
Византийское влияние. Принятие христианства.
Cлайд 10
Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера ( дата крещения Руси 988г.). Она определила нравственный характер народной жизни. Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни.
Cлайд 11
Владимир Равноапостольский ставил по городам церкви и повелел отдавать детей «на учение книгам». Ярослав Мудрый покровительствовал учению книжному. При нём начинаются на Руси монастыри с училищами.
Cлайд 12
Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. Обучение велось и в мужских, и в женских монастырях. В монастырях получали христианское воспитание и «книжное образование» сироты и дети бедных родителей.
Cлайд 13
Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения. Внутреннее устройство школ и училищ соответствовало византийским образцам, первые учителя были, по преимуществу, греки.
Cлайд 14
Дисциплина в древнерусской школе была разумная и кроткая. Учителя назывались книжниками, уставодержателями, учительными людьми. Учитель был не то, что специалист по части обучения, а близкий народу человек, влиятельное лицо, наставник. Учебные предметы: псалтырь, церковное пение и письмо.
Cлайд 15
Учебные пособия: патерики (жизнеописание разных святых); изборники; повести и рассказы полуисторического, полусказочного содержания; хождения по святым землям; пчелы – сборники отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники – род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний.
Cлайд 16
Первый педагогический памятник – «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах (1053-1125) – внук Ярослава Мудрого, Великий Киевский Князь, государственный деятель, писатель Древней Руси.
Cлайд 17
Владимир Мономах в «Поучении» выделяет три идеи: отношение к Богу, отношения между властью и её подданными , отношения человека к самому себе и взаимоотношения между людьми. Главное средство воспитания детей Мономах считал образование: « Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь».
Cлайд 18
Мономах считал, что успех воспитания зависит от совокупности многообразных воспитательных средств , включающих этикет, манеры и тон поведения. Князь разработал систему военно-физического воспитания, которая развивает волевые и нравственные качества человека. Владимир Мономах призывал помнить, что лишь добрые дела спасут людей.
Cлайд 19
Развитие образования в Московском государстве.
Cлайд 20
Татарское нашествие истребило первые успехи образованности и христианского общежития, повсеместно принизило дух русских людей.
Cлайд 21
В монастырях притаились остатки книжного образования и нравственных сил, которые поддерживали в русских людях бодрость и надежду на спасение. С XIV в. летописцы совершенно не упоминали о школах и училищах.
Cлайд 22
Русь, отрезанная татарами от Византии, а Польшей- от образованной Европы всё больше и больше усваивала черты азиатских нравов. Уменьшилась грамотность не только в простом народе, но даже в духовенстве и среди князей и бояр. В XV в. невозможно было получить образование , так как не было училищ.
Cлайд 23
С XV в. в борьбе с татарами окрепла Москва и понемногу сделалась новым средоточием политической силы. В северо- восточной Руси начинаются решительные попытки выйти из долгого невежественного застоя.
Cлайд 24
Новгородский епископ Геннадий хлопочет об учреждении начальных училищ, чтобы обучать священников. В 1499 г. Геннадий собирает и составляет полный список книг Святого Писания.
Cлайд 25
Максим Грек (1480-1556) исправляет испорченные безграмотными писцами богослужебные книги и старается исправить нравы духовенства. Князь Андрей Курбский убеждает московских бояр не чуждаться науки и не бояться книг.
Cлайд 26
Царь Иван Васильевич на Стоглавом соборе (1551) повелевает: -по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадёжных священников, у которых в домах и завести училища, чтобы все правильные христиане отдавали им своих детей в учение; -завести грамотных писцов, дурные списки отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.
Cлайд 27
В 1553 году, благодаря энергичному ходатайству перед царем митрополита Макария, появляется первая типография в Москве.
Cлайд 28
Одним из выдающихся произведений русской литературы XVI в., являвшегося основным сводом нравственных норм и правил многих поколений, была «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам», - таково полное название этого уникального труда.
Cлайд 29
«Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранил немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества.
Cлайд 30
Юго-западная Русь, составившая с Литвою Великое Княжество Литовское, опередила северо-восточную Русь в образованности. В связи с близостью к Польше и Европе, юго-западная Русь легко заимствовала оттуда научное образование и европейские понятия и обычаи.
Cлайд 31
С 1569 года начало решительно проявляться польское влияние – в смысле порабощения русской народности, подчинения русского языка польскому, а православия – католицизму. Одиночные усилия не могли остановить поработителей. Понадобились другие средства – общественные.
Cлайд 32
Церковные братства: Львовское, Киевское, Луцкое и др. стали заводить училища (братские школы) и в них стали давать такое знание, с помощью которого можно было подготовить надежных противников враждебной православию религии.
Cлайд 33
Первое из этих училищ было основано в Остроге князем Константином Острожским в 1580 году. В 1580-1581 гг. в типографии при училище была напечатана первая полная славянская Библия.
Cлайд 34
В 1589 году было учреждено высшее училище «Школа эллино-славянского и латино-польского письма» при Богоявленской церкви в Киеве. Здесь главным деятелем был митрополит юго-западной Руси Пётр Могила. В 1631 году школа стала называться Киево-Могилянской академией, а с 1701 года – Киевской академией.