Понятие цели в науке, в образовании 1. Цель это: «модель будущих результатов», «идеальное предвидение результата деятельности». «идеальное представление о результате деятельности, полученное в сознании субъекта при взаимодействии с действительностью»( П.И. Пидкасистый). Поставить цель—значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. «цель–сознательный образ ожидаемого результата или осознанный желаемый результат (О.К.Тихомиров); Несколько шире определяет «цель» Д.Г. Левитес , как «прогнозируемый результат деятельности; предметная проекция, будущего; психическое явление - субъективный образ желаемого». Из чего следует, что цели образования (дидактические- субъективный образ учителя о результатах ) – это проектирование результатов процесса обучения. Если цели - проектирование результатов обучения, то они являются системообразующим фактором потому, что они является главными. Какие цели процесса обучения, воспитания и развития школьников спроектировать, такие и результаты биологического образования можно получить. Хорошо понятая и обозначенная цель «наводит» на соответствующий результат того, кто ее сформулировал. В методической науке (педагогических технологиях) принято выстраивать траекторию движения к цели через комплекс решаемых задач. Задача - ступень в общем движении к цели, частное достижение результатов деятельности, часть цели, ее слагаемое без которого не выстраивается желаемый результат. Цели обучения реализуются в учебном процессе. 2. Факторы, определяющие цели современного школьного биологического образования. Как социальное явление школьное образование зависит от целей. Которые зависят от многих факторов: 1.ценностей, на которые ориентируются цивилизации и общества; 2. уровень развития государства и общества и государственная образовательная политики; 3. уровня развития культуры и систем образования; 4. уровень и тенденции развития науки биологии; 5. стандарт среднего общего ( полного) образования по биологии; 6. практика и опыт методики обучения биологии.
Cлайд 2
Социальные цели биологического образования (государственный заказ ) Целевые установки определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.и в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в новой президентской программе «Наша школа». В этих документах отражена образовательная политика России, которая отражает современные приоритеты в образовании и заключаются в следующих парадигмах: гуманистическом, личностно ориентированном, развивающем, информационно- инновационном. Исходя из этих документов и парадигм конкретными целями современного общего образования являются: 1) обеспечение каждого ученика базовыми знаниями, умениями, навыками как способами деятельности, лежащими в основе функциональной грамотности человека, его интеллектуального, нравственного, физического и психического развития; 2) формирование позитивного учебного опыта личности, позволяющего человеку успешно участвовать в образовании и самообразовании; 3) развитие потребности в самообразовании; 4) развитие познавательных интересов и способностей, критического мышления, научного мировоззрения личности; 5) ознакомление учащихся с научными основами производства и выработка умений пользоваться орудиями труда, в том числе компьютером; 6) воспитание в духе гуманизма, приоритета общезначимых человеческих ценностей – нравственных, экологических, эстетических (ценности Жизни, Живого, Здоровья, Здоровой среды), правовых и других. Эти цели универсальны, они преломляются учителем биологии в каждой теме, уроке как дидактические - планируемый результат обучения биологии.
Cлайд 3
2. Факторы, определяющие содержание целей биологического образования 3. Цели биологического образования определяются также типом и видом образовательного учреждения, дидактической системой обучения. Так, в гимназии, лицее, частной школе цели отличаются и определяются ее типом. 4. Цели биологического образования зависят от уровня и направлений развития науки биологии . направления развития биологических наук экологическое цитологическое эволюционное роль биологии в сохранении биосферы, биологического разнообразия, в предотвращении экологических бедствий молекулярно- генетическое ,, Генетика и изучение онтогенеза клеточно-эмбриональная биотехнология генная и клеточная инженерия изучение на молекулярном уровне структур и механизмов жизнедеятельности организмов, изучение сущность жизненных процессов на клеточном уровне новые данные о происхождении жизни на Земле, синтетическая теория эволюции, происхождение и эволюция человека
Cлайд 4
3. Содержание целей школьного биологического образования С учетом уровня и направлений развития биологических наук к общим целям следует добавить специфические - цели биологического образования, которыми являются: формирование понимание Жизни, Живой природы, Здоровья как величайших ценностей; – способствовать осознанию биосферы как условия существования и развития Человечества; – формировать научную картину мира, в центре которой живые системы, разных уровней организации; – подготавливать к жизни и труду в сферах связанных с биологией ( сельское хозяйство, биотехнологические производства, медицина, охрана природы и др.) Процесс обучения подчиняется и формируется при интеграции социальных и дидактических, предметных целей . Чем гармоничней цели – социальные, дидактические биологические и личностные, тем эффективней ОВР учеников. Ученые ГНУ Института содержания и методов обучения РАО так обобщенно выразили цели современного биологического образования: - овладение компонентами научных знаний о живой природе и человеке, биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема) (биологическими понятиями, теориями, законами) и стилями мышления, как средствами развития индивидуальной биологической культуры и способов предметной деятельности; - овладение методами научного познания, которые составляют основу целостного миропонимания и научного мировоззрения обучающихся; - формирование ценностного отношения к жизни, живой природе, своему здоровью и другим наивысшим ценностям; - разностороннее развитие личности учащихся: теоретического и критического мышления, памяти, самостоятельности, наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, творческих способностей, потребностей в самообразовании и применении знаний биологии на практике; - воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к живой природе, собственному здоровью (экологическое, гигиеническое, нравственное, формирование здорового образа жизни, - подготовка молодёжи к трудовой деятельности в профессиях, связанных с биологией: в сельском хозяйстве, на биотехнологических производствах, в медицине, охране природы, природопользовании и др.
Cлайд 5
4. Способы задания целей биологического образования. Дидактические цели - предвидение педагогом результатов взаимодействия с учащимися. Существует несколько способов задания педагогических целей обучения биологии: - описательно без использования какой-либо классификации целей; - описательно с применением классификации; - через конечные результаты обучения в виде перечня типовых задач или действий, которые должны научиться выполнять учащиеся в результате обучения. Заданные таким образом цели называют операциональными (т.к. они описываю операции, которыми должен овладеть ученик). Возникает вопрос: какую классификацию целесообразно использовать при определении целей обучения биологии? 1. Ответ на него дает дидактика и методика. При этом исходят из сущности процесса обучения. Тогда цель определяется по функциям процесса обучения - он организует усвоение школьниками знаний о живой природе и организме человека и ведет за собой развитие (Л.Выгодский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Следовательно нужно проектировать и обучающие и развивающие цели. Кроме усвоения системы знаний в образовательном процессе происходит воспитание. Это связано с тем, что содержание биологического материала, которое усваивают школьники, имеет воспитательный потенциал. Так, биологическое содержание способствует, прежде всего, формированию экологических, гигиенических, генетических понятий и способов деятельности (умений ). Следовательно при проекции целей учителю правильно проектировать триединую цель – обучения, воспитания и развития личности. 2. Эти цели биологического образования выражены в стандарте, программах по биологии. Они должны быть руководящими при создании школьных учебников .
Cлайд 6
Социально-личностный подход к заданию целей обучения биологии Вторая классификация целей обучения биологии - социально-личностный подход . При таком подходе исходят из того, что личность ребенка развивается, если он является субъектом учебно-воспитательного процесса. Социальный аспект отражает требования общества к образованию, а личностный аспект – удовлетворение потребностей, интересов и направление развития способностей обучаемого Социально – личностные цели при этом преобладающе направлены на формирование у детей интеллектуальных, моральных, социальных и профессионально значимых качеств, которые позволят им активно адаптироваться к жизни и профессиональной деятельности в условиях постиндустриального общества Социально-личностный подход к заданию целей обучения основан на анализе структуры личности. Разработанная модель структуры личности ( Платонов К.К.) представляет собой модель, включающую в себя : опыт личности, механизмы психики, типологические свойства личности и динамику личности. Исходя из этого и учитывая, что основная цель общего образования целостное развитие личности и выделяют четыре группы социально-личностных целей общего образования: * усвоение личностью опыта предшествующих поколений; * развитие психических процессов; * формирование обобщенных типологических свойств личности; * развитие индивидуальных свойств личности (способностей, интересов, склонностей). Выделенные группы целей представляют собой их классификацию и в рамках этих групп могут быть конкретизированы применительно к процессу обучения биологии. Такая классификация принята во многих странах. В Российском образовании она еще развивается.
Cлайд 7
Задание целей как конечного результата обучения Цели обучения в виде конечных результатов формулируются в учебных программах по биологии в разделе «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования». В этих документах указывается, что именно учащиеся должны знать и уметь: Знать/понимать основные положения биологических теорий ….. сущность биологических процессов…. строение биологических объектов вклад выдающихся ученых в развитие биологических наук; Биологическую символику и терминологию; Уметь: Объяснять: роль биологии в формировании научной картины мира …. Решать … Описывать особей вида по морфологическому критерию; Выявлять… Сравнивать… Анализировать и оценивать Изучать… Находить информацию о биологических объектах в различных источниках Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных заболеваний ….. Оказания первой помощи…. Оценки эстетических аспектов Довольно целесообразный способ задания целей ШБО. . Ребёнок – стихия развития, стихия взросления и стихия свободы
Cлайд 8
Технология образовательного целеполагания. Цель деятельности — это ее предвосхищаемый результат. Единицей учебного процесса является тема, объединяющая общей идеей биологического содержания, поэтому оптимальный вариант целеполагания - планирования задач ко всей теме. Теперь, когда мы составили общее представление о цели необходимо дополнить, что при технологическом походе к обучению биологии определение педагогических целей исходит из понимания их как диагностически поставленных. Это значит,что цель формулируется как определенная, конкретная, не абстрактная, воспроизводимая по всем параметрам. На основе технологического подхода рассмотрим процедуру определения триединой цели урока (ТЦУ). Воспользуйтесь нижеизложенным алгоритмом определения триединой цели урока и определите меру их диагностичности: образовательные цели: обеспечить в учебном процессе формирование представления ..., или формирование понятия о ..., или применение знаний ... (учитель определяет конкретно вид знаний и уровень его усвоения для конкретного урока); развивающие задачи: содействовать в ходе урока развитию у личности школьника следующих обшеучебных умений (конспектирования, составления или заполнения схем, таблиц плана в тетради, ответа по плану, работы с аппаратом усвоения учебника и др., необходимо конкретно указать); формировать следующие специальные умения и навыки (указать конкретно - работа с микроскопом, гербариями, коллекциями, натуральными объектами, определение и распознавание растений, постановка и организация биологического эксперимента, наблюдения и др.); продолжить формирование мыслительных операций .... , мнемических приемов (составления схем, планов ответа аналогий и др., указать конкретно), активизировать внимание, развивать речь; воспитательные задачи: создать условия для формирования ценности….( через содержание учебного материала.. …..,методы обучения ..., форм организации познавательной деятельности (указать конкретно) ; продолжить развитие нравственных, трудовых, патриотических, экологических, эстетических, творческих и других качеств личности.