Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает Д.С. Лиханов …нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу. И.С. Тургенев
Cлайд 3
Русский национальный язык Литературный язык составляет высшую форму национального языка – « лакмусовая бумажка общей культуры нации». диалекты; профессионализмы; просторечие; жаргоны; арго; ненормативная лексика
Cлайд 4
ДВЕ СТУПЕНИ ОСВОЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА: - правильность речи; - речевое мастерство.
Cлайд 5
КУЛЬТУРА РЕЧИ Языковой компонент - языковые нормы: орфографические, грамматические, пунктуа-ционные, грамматические, лексические, орфоэпические Коммуникативный компонент: владение стилями речи, соблюдение требований точности, понятности и чистоты речи Этический компонент: этикет делового письма, этикет делового общения.
Cлайд 6
«Культура речи» - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т .д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Cлайд 7
Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб – родной язык! В. Брюсов
Cлайд 8
Нормы литературного языка орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; стилистические.
Cлайд 9
Cлайд 10
Орфоэпический словарь 1935–40-х гг. Современный орфоэпический словарь сливо[шн]ый [чн] порядо[шн]ый [чн/шн] ябло[шн]ый [чн] игруше[шн]ый [чн] закусо[шн]ая [чн] було[шн]ая [чн/шн]
Cлайд 11
СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ Мужские иностранные имена на согласный: Джек – у Джека Поль – о Поле Русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если они относятся к мужчине: Павлу Белоусу Иноязычные фамилии на безударный гласный -а/-я: стихи Петрарки, картины Гойи Славянские фамилии на -а/-я: о Григории Сковороде об Андрее Белке Русские двойные фамилии, если каждая их часть самостоятельна:музыка Соловьева-Седого
Cлайд 12
НЕ СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ Мужские иностранные имена, оканчивающиеся на гласный:Паоло – о Паоло, Хосе – к Хосе Русские и иноязычные фамилии на согласный, если они относятся к женщине: Наталье Белоус Фамилии на -ых/-их: Антону Красных, Светлане Красных Фамилии группы "Животные. Предметы" Андрею Чиж, Елене Квадрат Иноязычные фамилии на ударный -а/-я или на другой гласный:от Версаче
Cлайд 13
Фамилии на -иа/-ия: стихи Гарсия Украинские фамилии на -о:Ивану Кравченко Славянские фамилии на -аго, -яго, -ово: Артему Живаго, Ирине Хитрово Первая (несамостоятельная) часть двойных фамилий: к Седых-Бондаренко ,у Книппер-Чеховой Неоднословные прозвища исторических лиц и литературных персонажей: у Владимира Красное Солнышко
Cлайд 14
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ОРФОЭПИИ
Cлайд 15
1. Произношение некоторых гласных афера (не *афёра) бытие (не *бытиё) манёвр (не *маневр)
Cлайд 16
2. Произношение некоторых согласных коне[ш]но (не *коне[ч]но) пре[тэ]нзия (не *пре[т'э]нзия)
Cлайд 17
3. Произношение заимствованных слов п[о]эзия (не *п[а]эзия) му[з'э]й (не *му[зэ]й) ла[зэ]р (не *лаз['эр])
Cлайд 18
4. Произношение отдельных слов учреждение (не *уч[е]реждение) инцидент (не *инци[н]дент)
Cлайд 19
5. Произношение имён собственных Никарагуа, Шри-Ланка, Кижи, Ш[о]пен, Декарт [дэ], Алексий II
Cлайд 20
6. Трудности ударения безвариантные формы: алфавит (не *алфавит), ходатайство (не *ходатайство) , валовой (не *валовый), оптовый (не *оптовый), баловать (не *баловать, начата (не *начата)
Cлайд 21
Колебания: Джинсовый /джинсовый
Cлайд 22
Варианты: творог и творог компас и компас кулинария и кулинария
Cлайд 23
7. Ударение в отдельных грамматических формах начат – начата – начаты занят – занята – заняты ведомость – ведомостей
Cлайд 24
Поставьте ударение в словах: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота Большинство поэтов (считали, считало) К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова Марина Цветаева – один, одна из лучших поэтов В гостиной стоял (а) диван-кровать Мать с ребенком пошла, пошли к врачу
Cлайд 25
договор, добыча, диспансер (э), досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота Большинство поэтов считали К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова Марина Цветаева – один из лучших поэтов В гостиной стоял диван-кровать Мать с ребенком пошли к врачу
Cлайд 26
Стиль педагогического общения - это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.
Этапы подготовки речи 1этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формулировка темы. 2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана. 3 этап. Формирование текста выступления. 4 этап. Работа над речевой стороной выступления. 5 этап. Редактирование и запоминание выступления. 6 этап. Психологическая подготовка. 7 этап. Сохранение информации
Cлайд 29
Коммукативные качества речи Точность Понятность Чистота Выразительность
Cлайд 30
Требования к голосу учителя: Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т. е. голос должен обладать полетностью. Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым
Cлайд 31
ДИКЦИЯ Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи.