Код презентации скопируйте его
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает Д.С. Лиханов …нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу. И.С. Тургенев
Русский национальный язык Литературный язык составляет высшую форму национального языка – « лакмусовая бумажка общей культуры нации». диалекты; профессионализмы; просторечие; жаргоны; арго; ненормативная лексика
КУЛЬТУРА РЕЧИ Языковой компонент - языковые нормы: орфографические, грамматические, пунктуа-ционные, грамматические, лексические, орфоэпические Коммуникативный компонент: владение стилями речи, соблюдение требований точности, понятности и чистоты речи Этический компонент: этикет делового письма, этикет делового общения.
«Культура речи» - это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т .д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Нормы литературного языка орфоэпические (произношения) и акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; стилистические.
Орфоэпический словарь 1935–40-х гг. Современный орфоэпический словарь сливо[шн]ый [чн] порядо[шн]ый [чн/шн] ябло[шн]ый [чн] игруше[шн]ый [чн] закусо[шн]ая [чн] було[шн]ая [чн/шн]
СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ Мужские иностранные имена на согласный: Джек – у Джека Поль – о Поле Русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если они относятся к мужчине: Павлу Белоусу Иноязычные фамилии на безударный гласный -а/-я: стихи Петрарки, картины Гойи Славянские фамилии на -а/-я: о Григории Сковороде об Андрее Белке Русские двойные фамилии, если каждая их часть самостоятельна:музыка Соловьева-Седого
НЕ СКЛОНЯЮТСЯ ИМЕНА И ФАМИЛИИ Мужские иностранные имена, оканчивающиеся на гласный:Паоло – о Паоло, Хосе – к Хосе Русские и иноязычные фамилии на согласный, если они относятся к женщине: Наталье Белоус Фамилии на -ых/-их: Антону Красных, Светлане Красных Фамилии группы "Животные. Предметы" Андрею Чиж, Елене Квадрат Иноязычные фамилии на ударный -а/-я или на другой гласный:от Версаче
Фамилии на -иа/-ия: стихи Гарсия Украинские фамилии на -о:Ивану Кравченко Славянские фамилии на -аго, -яго, -ово: Артему Живаго, Ирине Хитрово Первая (несамостоятельная) часть двойных фамилий: к Седых-Бондаренко ,у Книппер-Чеховой Неоднословные прозвища исторических лиц и литературных персонажей: у Владимира Красное Солнышко
2. Произношение некоторых согласных коне[ш]но (не *коне[ч]но) пре[тэ]нзия (не *пре[т'э]нзия)
3. Произношение заимствованных слов п[о]эзия (не *п[а]эзия) му[з'э]й (не *му[зэ]й) ла[зэ]р (не *лаз['эр])
5. Произношение имён собственных Никарагуа, Шри-Ланка, Кижи, Ш[о]пен, Декарт [дэ], Алексий II
6. Трудности ударения безвариантные формы: алфавит (не *алфавит), ходатайство (не *ходатайство) , валовой (не *валовый), оптовый (не *оптовый), баловать (не *баловать, начата (не *начата)
7. Ударение в отдельных грамматических формах начат – начата – начаты занят – занята – заняты ведомость – ведомостей
Поставьте ударение в словах: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота Большинство поэтов (считали, считало) К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова Марина Цветаева – один, одна из лучших поэтов В гостиной стоял (а) диван-кровать Мать с ребенком пошла, пошли к врачу
договор, добыча, диспансер (э), досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота Большинство поэтов считали К нам пришел,пришла(наш, наша) врач Иванова Марина Цветаева – один из лучших поэтов В гостиной стоял диван-кровать Мать с ребенком пошли к врачу
Стиль педагогического общения - это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.
Виды стилей педагогического общения: 1) общение – устрашение; 2) общение – заигрывание ; 3) общение с четко выраженной дистанцией; 4) общение дружеского расположение; 5) общение совместной увлеченности).
Этапы подготовки речи 1этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формулировка темы. 2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана. 3 этап. Формирование текста выступления. 4 этап. Работа над речевой стороной выступления. 5 этап. Редактирование и запоминание выступления. 6 этап. Психологическая подготовка. 7 этап. Сохранение информации
Требования к голосу учителя: Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т. е. голос должен обладать полетностью. Голос, - как уже было сказано, - основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым