Особенность тренинга Если мы имеем дело со школьным коллективом, то здесь важно учитывать не только сплоченность, но и вектор ее направленности. Часто класс является сплоченным не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных внеучебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность класса направлена против кого-то из своих одноклассников. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.
Cлайд 3
Стадии развития сплоченности 1. Члены коллектива не знакомы или только что познакомились друг с другом. 2. В учебном коллективе появляются подгруппы. 3. В группе актуализируется борьба за лидерство. 4. Отмечается самая высокая сплоченность.
Cлайд 4
Подходы работы ведущего Можно выделить основные подходы ведущего, которые позволяют сконцентрироваться на цели тренинга: - контакт; - коммуникация; - кооперация.
Cлайд 5
Стремление к достижению общих значимых целей существенно повышает сплоченность группы
Cлайд 6
Программа тренинга Занятие 1 «Самоуважение» Правила работы в группе 1.Внимательно слушать друг др. 2.Не перебивать говорящего. 3.Уважать мнение друг друга. 4.Я – высказывание. 5.Безоценочность суждений. 6.Активность. 7.Правило «стоп». 8.Конфиденциальность.
Cлайд 7
Разминка «Поменяйтесь местами» Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и произносит Фразу: «Поменяйтесь местами» те, кто…(умеет вышивать)». В конце фразы называется умение или признак. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего- Успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть становится водящим.
Cлайд 8
Диалог и мини-лекция Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос – «Что такое самоуважение?» Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение психологического комфорта человека.
Cлайд 9
«Хорошие и плохие поступки» Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды – написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Задача другой – написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.
Cлайд 10
«Спасибо» Описание упражнения Участники встают в кружок, и Ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую-то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят - СПАСИБО!
Cлайд 11
Завершение
Cлайд 12
Заключение Благодаря данному тренингу , отношения между детьми и общий психологический климат в классе изменится в лучшую сторону. - Дети станут больше контактировать между собой, в том числе девочки с мальчиками. Научатся сопереживать и поддерживать друг друга, лучше осознавать свои чувства, находить пути выхода из конфликтов. Получат положительный опыт сотрудничества для решения поставленной задачи.