К СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬ НЫХ ПРОГРАММ НА МОДУЛЬНОЙ ОСНОВЕ
Cлайд 2
Модульная образовательная программа -понятие В рамках идущего в Европе в последние 10–15 лет широкомасштабного процесса совершенствования образовательных программ и достижения взаимной понятности (прозрачности) систем обучения в различных вузах и странах внедряется модульная образовательная программа – это концепция организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения – модульное построение содержания и структуры профессионального обучения
Cлайд 3
Модульная образовательная программа (МОП) – совокупность и последовательность учебных модулей в течение одного академического года (2 семестра, 3 триместра, 4 квартала), направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.В этой системе три ее основных элемента – кредиты, модули и компетенции выступают как тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты единого целого. При этом как система кредитов, так и введение модульно-компетентностного обучения побуждают внести изменения в организацию учебного процесса по линии отношений между студентом, преподавателем и вузом
Cлайд 4
Госстандарт – учебный план – дисциплина – студент, то в новой системе модуль становится одной из важнейших единиц, регулирующих и программу обучения, и деятельность преподавателей, и сам процесс обучения студентом, и оценку его знаний вплоть до получения соответствующей квалификации. Модуль, включенный в данную программу, представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций. Иными словами, модуль – это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. Соответственно, модульная образовательная программа – это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации. Понятие компетенции при этом «включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте
Cлайд 5
При изучении студентами модулей за каждый из них должно начисляться определенное количество кредитов (зачетных единиц), выступающих в качестве меры трудоемкости учебной работы и выражающей совокупность всех составляющих учебного процесса. При начислении кредитов за модуль в трудоемкость засчитываются: аудиторная нагрузка, самостоятельная работа студента, курсовые работы, подготовка и сдача зачетов и экзаменов, а также – практики, научно-исследовательская работа студента, написание выпускной квалификационной работы и т.п Таким образом складывается программа обучения – установленная совокупность кур-овых единиц, или модулей, официально признаваемых для присуждения конкретной степени. Программа обучения может определяться в терминах результатов обучения (то есть компетенций), которые должны быть достигнуты для получения определенного количества кредитов Итак, целью освоения образовательно-профессиональной программы становится приобретение студентом определенных компетенций, средством их формирования – модуль как самостоятельная единица образовательно-профессиональной программы, а системой учета трудоемкости обучения – кредиты, начисляемые за освоение каждого модуля.
Cлайд 6
Cлайд 7
Под модулем может пониматься профиль обучения. Так, анализируя опыт построения модельных программ в университетах Германии, можно прийти к выводу, что именно в рамках учебного модуля совмещаются в органическое целое как фундаментальные, так и прикладные дисциплины. В немецких университетах учебный модуль состоит из дисциплин трех уровней. Первый уровень предусматривает обучение в течение одного или двух семестров, в зависимости от общего объема модуля и его места в общей структуре образовательной программы. На первом уровне студенты осваивают, как правило, одну либо две фундаментальных дисциплины, входящих в тематическое поле данного модуля. Данный курс (курсы) примерно соответствуют по своей тематической природе и учебно-методической направленности дисциплинам циклов ООД и базовых казахстанских образовательных стандартов. Учебные курсы второго уровня входят в модуль на иных основаниях. Во-первых, они по своей тематической природе примерно соответствуют курсам цикла ПД наших образовательных стандартов. Во-вторых, номенклатура данных курсов может пересматриваться гораздо чаще, нежели названия и исполнители курсов, относящихся к первому уровню.
Cлайд 8
Участники проекта TUNING также, опираясь на опыт зарубежных вузов, предлагают выделять:
Cлайд 9
Классификация модулей Модули подразделяются на следующие виды: 1) Общие обязательные модули – блоки базовых дисциплин, формирующих основу специальности. 2) Обязательные модули по специальности определяются содержанием дисциплин по специальности. 3) Модули по выбору для определенной специализации – блоки дисциплин по индивидуальному профилированию. 4) Модули по выбору, выходящие за рамки квалификации – модули, не относящиеся к определенной специальности и заключающие в себе дополнительные компетенции.
Cлайд 10
Структура модуля Модули можно представить как логически последовательные компоненты программы обучения по конкретным областям или дисциплинам. Обычно модуль предусматривает 3 или более кредитов или 6–15 кредитов ECTS и состоит из следующих компонентов: • описание целей и задач, относящихся к содержанию; • описание результатов обучения (знания, навыки, переносимые компетенции); • стратегии преподавания/обучения, ситуации и культуры обучения; • процедуры оценивания/аттестации; • описание учебной нагрузки студентов; • вступительные требования.
Cлайд 11
. Требования к разработке модуля Содержание модуля разрабатывается одним преподавателем, при необходимости - группой преподавателей. В случае если модуль состоит из нескольких компонентов, содержание модуля составляется группой преподавателей по дисциплинам. Содержание по отдельному составному компоненту согласовывается с содержанием других составных компонентов модуля.. Содержание модуля и при необходимости содержание составных компонентов модуля обеспечивают достижение результатов обучения.. В соответствии с результатами обучения и содержанием модуля определяются условия для изучения модуля (перечень ранее усвоенных знаний, умении, навыков).. В зависимости от содержания модуля разрабатывается комплекс практических заданий, и определяются методы и формы обучения, обеспечивающие достижение результатов обучения. Для определения количества кредитов по модулю необходимо рассчитать трудозатраты обучающегося. В понятие трудозатрат входят все виды работы по модулю (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, учебные практики, подготовка к занятиям и экзаменам, выполнение домашних работ)
Cлайд 12
Описание модуля . Описание модуля должно включать следующие компоненты: 1) название модуля и шифр; 2) ответственный за модуль; 3) тип модуля (общий обязательный модуль/обязательный модуль по специализации, модуль по выбору и т. д.); 4) уровень модуля (BA/MA/PhD); 5) количество часов в неделю; 6) количество кредитов; 7) форма обучения; 8) семестр; 9) количество обучающихся (минимальное/максимальное количество); 10) пререквизиты модуля; 11) содержание модуля (описать содержание модуля); 12) результаты обучения (сформулировать в виде предметных и надпредметных компетенции); 13) форма итогового контроля; 14) условия для получения кредитов (выполнение всех видов работ, предусмотренных модулем, положительная оценка за экзамен); 15) продолжительность модуля (один семестр или два семестра); 16) дата обновления.
Cлайд 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В понятие модуля в качестве необходимых компонентов значения входят: законченность, самостоятельность и комплексность. Это влечет за собой включение в понимание модуля таких смысловых составляющих, как: объединение содержательных, организационных, методических и технологических компонентов; единство теоретических и прикладных аспектов; структурная связанность всего образовательного комплекса; совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. наличие единого комплекса, включающего в себя совокупность фундаментальных и прикладных дисциплин и практик, ведущих к достижению определенных профессиональных компетенций.