Тема 2: Место психологии в системе наук о человеке Понятие о познании. Научное, обыденное, художественное и религиозное познание. Понятие «научное познание».Эмпирическое и теоретическое познание. Правила и принципы научного познания. Классификация наук о человеке. Антропологический подход Б.Г. Ананьева и его школа. Естественно-научная, гуманитарная и когнитивная парадигмы. Психология как фундаментальная и прикладная наука. План лекции: http://prezentacija.biz/
Cлайд 2
Литература Маклаков, А.Г. Общая психология. СПб:Питер, 2004. С.38-49 Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология. М.: Юрайт, 2004. С.24-26. Общая психология: в 7 т. /под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Е.Е. Соколова . Введение в психологию. М.: Академия, 2008. С.29-32. Петухов, В.В. Общая психология. Тексты.Т.1. Введение в психологию. М.: МГУ, 1997. С.19-40. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до двадцатого века. М.,1996.
Cлайд 3
Понятие познания В разделе философии, который называется «гносеология», изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин гносеология происходит от греческих слов γνώσις - знание, и λόγος – учение. слово, и означает «учение о познании». Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. Особое значение для гносеологии имеет вопрос «Познаваем ли мир?». Одной из основных проблем классической гносеологии является проблема субъекта и объекта познания.
Cлайд 4
Субъект и объект познания Субъект познания – это познающее сознание или источник целенаправленной познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности. Субъектом познания могут быть: - индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями; - группа (коллектив); - общество в целом. Объект – это то, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.
Cлайд 5
Формы познания Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека независимо от того, какова сама эта деятельность: повседневная или профессиональная, художественная или научная. Поэтому некорректно отождествлять гносеологию только с теорией научного познания (эпистемологией). Обычно выделяют следующие формы познания: обыденное, научное, художественное, религиозное и пр.
Cлайд 6
Формы познания Обыденное познание сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Научное познание имеет специфические познавательные процедуры и операции, способы образования абстракций, понятий, особый стиль научного мышления. Художественное познание впервые было заявлено как форма познания в немецкой классической философии.. Наука способна описать внутренний мир человека, переживания, эмоции в общем. Художник способен в произведении искусства выразить сущность этих переживаний. Религиозное познание – основано на вере человека «в мир идеальных ценностей (без которых просто неясно зачем жить)» (Н.А. Бердяев). Через веру человек приобщается к миру трансцендентного, высокого, идеального, абсолютного, к которому должен стремится мир «дольний». Основным способом познания является вера.
Cлайд 7
Формы познания Одним из критериев, по которому можно различать виды, формы, способы познания – является определение того, что именно познается: явление или сущность. Явление – внешняя сторона предмета, события, чувства, процесса. Чаще всего, это факт. Сущность – это совокупность существенных свойств и качеств вещей, ядро сущего. В науке сущность изучаемого обычно выражают в понятиях. Для формулирования определения понятия принято называть следующее: - класс предметов, к которым относится данная вещь - главную функцию - внешнее описание (при необходимости) - чем отличается от ближайших вещей (не обязательно). В искусстве сущность выражается в художественных образах, которые способны выразить сущность даже на основе уникальных признаков. Обыденное познание больше ориентировано на познание фактов, познание явлений.
Cлайд 8
Научное познание Будучи профессиональным видом общественной деятельности, оно осуществляется по определенным научным канонам, принимаемым научным обществом. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования. В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во- первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов.
Cлайд 9
Эмпирическое и теоретическое познание Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д.
Cлайд 10
Эмпирическое и теоретическое познание: различия Основной формой знания, получаемого на эмпирическом этапе, является научный факт и совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий. Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этапе познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др. В эмпирическом познании доминирует чувственный компонент, а в теоретическом – рациональный. Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.
Cлайд 11
Общие правила исследовательского процесса (метод Декарта) ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым; трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных; останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не опущено.
Cлайд 12
Принципы научного познания Причинность. В современном понимании означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. 2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна. 3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.
Cлайд 13
Классификация наук Б.М. Кедрова
Cлайд 14
Классификация наук Ж. Пиаже
Cлайд 15
Антропологический подход Б.Г. Ананьева Выделял в системе человекознания 4 понятия: индивид, личность, субъет деятельности и индивидуальность. Индивид – единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Можно выделить первичные свойства индивида (присущие всем людям) и вторичные свойства (индивидуально-типические характеристики). Свойства индивида проявляются в темпераменте и задатках
Cлайд 16
Структура понятия «индивид»
Cлайд 17
Личность Понятие «личность» имеет различные варианты толкования: Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Общее: понятие личность характеризует человека как социальное существо. В рамках понятия «личность» рассматриваются мотивация, темперамент, характер и способности.
Cлайд 18
Структура понятия «личность»
Cлайд 19
Понятие «субъект деятельности» Занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Прежде всего необходимо уяснить смысл понятий «объект» и «субъект». Объект – это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели. На эту цель обращена активность человека – субъекта воздействия. Главной чертой человека как субъекта является сознание. Сознание – это высшая форма развития психики, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной действительности, формирования целенаправленного поведения и преобразования окружающего мира. Субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Cлайд 20
Структура понятия «субъект деятельности»
Cлайд 21
Индивидуальность Таким образом, человек – биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека – индивидуальность. Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Таким образом, человек – один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.
Cлайд 22
Структура понятия «индивидуальность»
Cлайд 23
Науки, изучающие человека как биологический объект (по Б.Г. Ананьеву)
Cлайд 24
Естественнонаучная, гуманитарная и когнитивная парадигмы в психологии Парадигма – система взглядов, господствующая в науке в течение определенного исторического периода. В современно психологии выделяют три основные парадигмы: естественнонаучная; гуманитарная; когнитивная. Считается, что эти парадигмы не исключают друг друга, так как каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами. Проблема заключается лишь в ограничении сферы их применения. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.
Cлайд 25
Естественнонаучная парадигма Современное естествознание ориентировано на междисциплинарные исследования; их объектом становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности.
Cлайд 26
Недостатки естественнонаучной парадигмы в психологии Человек рассматривается как объект в ряду других объектов, ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п. Испытуемый существует отстранение от исследователя, который изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность
Cлайд 27
Гуманитарная парадигма Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но, в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые.
Cлайд 28
Гуманитарная парадигма Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход, при котором человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность отличает гуманитарное познание от естественнонаучного. Однако с ней связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы. Естественнонаучное и гуманитарное познание взаимосвязаны и невозможны друг без друга (особенно в психологии). Но при этом в психологии гуманитарное познание в конечном счете оказывается более широким понятием, включающим в свои пределы естественнонаучное познание.
Cлайд 29
Когнитивная парадигма Слово «когнитивный» происходит от лат. глагола «знать». Когнитивная психология как самостоятельная научная дисциплина возникла в50-60-е гг. XX в. Официальным манифестом когнитивистов стала изданная в 1967г. книга американского психолога У. Найссера «Cognitive psychology». Сторонники этого подхода изучают то, как человек перерабатывает информацию, анализирует ее и на основе этого принимает решения.
Cлайд 30
Психология как фундаментальная и прикладная наука Фундаментальная наука – это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей. Прикладная наука - это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей. Академической психологии присущ широкий культурный кругозор, глубокий методологический анализ, видение тенденций. С другой стороны, характерна оторванность от практики и неготовность отвечать на запросы обычных людей. Практическая психология помогает людям в трудных жизненных ситуациях, просвещает, учит, воспитывает, корректирует и развивает. С другой стороны, в сравнении с академической практическая психология обычно более поверхностна, фрагментарна.
Cлайд 31
Практическая психология Практи ческая психоло гия - часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей. Сюда относятся часть теории и практика психотерапии, психометрии и ряда других отраслей психологии. Практика психологии зачастую значительно опережает теорию. Отсутствие методов, позволяющих экспериментально проверить необходимые в практике данные, значительно сдерживают развитие теории. Существенная часть практической психологии неразрывно связана с психотерапевтической работой. Другие области практической психологии занимаются вопросами психологии бизнеса, тайм-менеджмента и личной успешности, образования и развития личности.