Общение – сложный многоплановый ПРОЦЕСС установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в сложной совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Cлайд 3
Функции общения Психологическая — развитие человека как индивида и личности, Инструментальная функция определяет многочисленные связи между человеком и миром; между различными социальными группами. Социальная — общение детерминирует развитие общества как социальной системы и развитие групп как составляющих эту систему.
Cлайд 4
Виды общения непосредственное общение опосредованное или косвенное общение особый вид общения – массовый Ролевое и межличностное
Cлайд 5
Уровни общения 1) конвенциональный 2) информационный 3) интимно-личностный «Круг общения» - число людей, с которыми общение осуществляется на том или ином уровне.
Императивное (авторитарное) общение – директивное взаимодействие с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями, принуждение его к определенным действиям. Манипуляция – это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.
Cлайд 8
Психологическая компетентность Коммуникативная компетентность складывается из: (а) способностей человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение; ориентироваться в ситуации, в которой он оказался; (б) коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализо вать коммуникативный замысел; (в) способности разбираться в са мом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера.
Cлайд 9
Структура общения Коммуникативная сторона Перцептивная сторона Интерактивная сторона
Cлайд 10
Общение, как процесс передачи информации Коммуникация – это смысловой аспект взаимодействия людей Не только слова, но и многие действия человека несут в себе смысл: вербальная и невербальная коммуникация Коммуникативные барьеры – психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации
Cлайд 11
Общение, как восприятие и понимание людьми друг друга Восприятие людьми друг друга в процессе общения = познание людьми друг друга
Cлайд 12
Эффекты межличностного восприятия Эффект «Ореола» - формирование представлений о другом человеке или группе на основе сформированных ранее представлений. Эффект «Первичности» и эффект «Новизны» связаны с порядком поступления новой информации. Социальные стереотипы – это устойчивые, упрощенные, эмоциальнально-окрашенные образы какого-либо явления или человека.
Cлайд 13
Механизмы взаимопонимания в процессе общения: 2. 3.
Cлайд 14
Социальные механизмы понимания человека человеком (Хайнц Хекхаузен): проекция, каузальная атрибуция, эмпатия Механизм проецирования заключается в неосознанном наделении другого чело века собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему. Человек склонен приписывать другому не только собственные свойства характера, но и некоторые поведенческие и мотивационные особенности, по сути осуществляя проекцию всех возможных уровней, конституирующих личность «другого».
Cлайд 15
Каузальная атрибуция Каузальная атрибуция представляет собой интерпретацию челове ком причин и мотивов поведения других людей (приписывания причин) (Г.Келли, Э.Джонс, К.Дэвис, Д.Кенноуз, Р.Нисбет, Л.Стрикленд). типичное поведение связано с ролевыми образцами, поэтому легко объяснимо. нетипичное поведение допускает множество интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и интерпретаций.
Cлайд 16
Варианты атрибуций X. Хекхаузен различает четыре типа объяснения человеком действий других людей: 1) исходя из личностных особенностей другого; 2) исходя из особенностей ситу ации; 3) исходя из личностных особенностей другого и особенностей ситуации; 4) исходя из социокультурных возможностей другого. Варианты атрибуций: Ситуативная Объектная Субъектная Атрибутивные стили отражают характер объяснения причин своих неудач, основанный на опыте, в зависимости от типа локуса контроля: интернальный-экстернальный (Дж.Роттер).
Cлайд 17
Аффективно-эмпатийный компонент общения Эмпатия – эмоциональный отклик на состояние другого, умение эмоционально «резонировать» с партнером по общению. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с точки зрения другого не означает отождествление с ним. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить по-иному.
Cлайд 18
Основные механизмы межличностного познания по А. В. Петровскому Идентификация – буквально отождествление, умение «встать на место другого». Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он выглядит со стороны, способность посмотреть на себя глазами другого. Стереотипизация представляет собой один из важнейших механизмов межличностного познания. Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку другим людям.
Cлайд 19
Стереотип Стереотип - это некоторый устойчивый, упрощенный, эмоционально-окрашенный образ какого-либо явления или человека, который используют при взаимодействии с ним. По В. Н. Панферову, стереотипы подразделяются на три класса: 1) антропологические; 2) социальные; 3) эмоционально-экспрессивные. В рамках другой классификации А. А. Реана: 1) антропологические, 2) этнонациональные, 3) социально-статусные, 4) социально-ролевые, 5) экспрессивно-эстетические, 6) вербально-поведенческие.
Cлайд 20
Общение, как взаимодействие людей друг с другом Пространственные и временные характеристики взаимодействия («лицом к лицу», «здесь и теперь») Стили взаимодействия (диалогическое и монологическое; авторитарный, демократический, либеральный) Характер взаимодействия (кооперация, конфликт)
Cлайд 21
Стили взаимодействия в конфликтной ситуации по К. Томасу Соперничество (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки Избегание стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее Сотрудничество – нахождение альтернативы, удовлетворяющей обе стороны