Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru
Cлайд 2
Учимся читать выразительно Вводное занятие по выразительному чтению Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №5» г.Брянска Легоцкая Вера Сергеевна
Cлайд 3
Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения Цель выразительного чтения: истолкование внутреннего содержания произведения выявление темы, предмета изображения выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение)
Cлайд 4
Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи
Cлайд 5
Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста! К.С.Станиславский
Cлайд 6
Правила постановки логического ударения (ЛУ) ЛУ нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. ЛУ, как правило, ставится на именах существительных и на глаголах При сочетании двух существительных ЛУ всегда падает на имя существительное в родительном падеже Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ЛУ на каждом слове с возрастающим усилием. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ЛУ Не рекомендуется и «злоупотреблять» ЛУ: речь, перегруженная ударениями, теряет смысл.
Cлайд 7
Мелодика речи- движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты
Cлайд 8
Мелодические фигуры Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса нисходящая фигура нисходящая фигура Развитие мысли вместе с развитием высказывания требует повышения голоса восходящая фигура
Cлайд 9
Специфические мелодики вопросительная пояснительная перечислительная предупредительная причинной связи противительной связи разделительная мелодика водности незаконченности Мелодика воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону
Cлайд 10
Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этими отклонениями. Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса
Cлайд 11
Техника речи
Cлайд 12
Учимся дышать правильно
Cлайд 13
Использованная литература Аксенов В. Н. Искусство художественного слова / Под ред. В. Н. Шацкой. М., 1962. Блинов И. Я. Выразительное слово учителя-словесника. М., 1963. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. М., 1986. Еремеева Е. Ю. Выразительное чтение как средство развития младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/211243/ Коренюк Л.Ю. Некоторые упражнения по технике речи. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie06.html Соловьева Н.М. и Майман Р.Р. Выразительное чтение на уроках литературы. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie03.html