Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально он употреблялся в значении «политическое состояние». Статистика - наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Математическая статистика – это раздел математики, изучающий методы сбора, систематизации и обработки результатов наблюдений случайных массовых явлений с целью выявления существующих закономерностей.
Cлайд 3
Статистика изучает: Численность отдельных групп населения страны и ее регионов Производство и потребление отдельных видов продукции Перевозку грузов и пассажиров отдельными видами транспорта Природные ресурсы
Cлайд 4
Виды статистик Математическая Экономическая Статистическая физика Статистическая оценка Статистическая проверка гипотез Статистически определимая система Статистически неопределимая система Статистическое наблюдение Статистический вес Статистический ансамбль Статистическая термодинамика
Cлайд 5
Основные статистические характеристики Среднее арифметическое - частное от деления суммы чисел ряда на их количество. Размах - разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел ряда. Мода - число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Медиана с нечётным числом членов - число, записанное посередине. Медиана с чётным числом членов - среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине.
Cлайд 6
Задание: найти среднее арифметическое ряда чисел 23, 18, 25, 20, 25, 25, 32, 37, 34, 26, 34, 25
Cлайд 7
Иногда среднее арифметическое не дает полезной информации. Например: определить средний размер обуви, которую носят учащиеся школы. Часто, для более достоверной информации определяют наибольшее и наименьшее значение числового ряда, чтобы видеть, как велик разброс данных в ряду. При нахождении разницы между наибольшим и наименьшим значением определяют размах ряда.
Cлайд 8
Задание: определить размах числового ряда из предыдущего примера.
Cлайд 9
При анализе числовых данных часто определяют типичное значение, т.е. какое число встречается в ряду данных чаще всего. Это значение является модой данного ряда
Cлайд 10
Задание: определить моду числового ряда из предыдущего примера.
Cлайд 11
Среднее арифметическое зависит от значений всех членов в ряду данных, в том числе и от значений крайних членов, которые часто бывают наименее характерными для рассматриваемой совокупности данных. Поэтому при анализе данных сведения о среднем арифметическом часто дополняют указанием другой статистической характеристики – медианы.
Cлайд 12
Задание: определить медиану числового ряда из предыдущего примера.
Cлайд 13
Способы обработки данных Таблица Круговая диаграмма График Гистограмма Год обучения Количество учащихся 1-4 класс 5-9 класс 10-11 класс 2007-2008 250 254 80 2008-2009 253 248 78
Cлайд 14
Задача 1: Найти среднее арифметическое, размах, моду и медиану ряда чисел: 1,2; 1,4; 2,2; 2,6; 3,2; 3,8; 4,4; 5,6.
Cлайд 15
Задача 2. Мы классе вели ежедневный учет поступивших в течение месяца писем на E-mail. В результате получили такой ряд данных: 39,43,40,0,56,38,24,21,35,38,0,58,31,49,38,45,34,0,32,40,40,42,39,54,0,64,44,50,38,37,32. Для полученного ряда найдите среднее арифметическое, размах, моду и медиану. Каков практический смысл этих показателей?
Cлайд 16
Задача 3. Данные о росте учащихся нашего класса сведены в числовой ряд: 170, 172, 168, 168, 169, 174, 175, 160, 165, 173 Найти среднее арифметическое, размах, моду, медиану данного ряда. Построить диаграмму.
Cлайд 17
Ответ задача1: 1,2 1,4 2,2 2,6 3,2 3,8 4,4 5,6 ср. ар. 3,05 размах 4,4 мода нет медиана 2,9
Вопрос ответ 9 А С каким настроением вы выполняете домашнее задание? а) мне нужны знания в будущем 5 б) с интересом 3 в) с чувством долга перед родителями 4 г) так принято 3 Как вы выполняете домашнее задание? а) легко 5 б) больше делаю по собственной инициативе 3 в) с большим трудом 3 г) чаще не выполняю 4 Сколько времени в день вы тратите на выполнение домашнего задания? а) 1 час 5 б) 2 часа 3 в) 3 часа 2 г) до 1 часа 4 д) всё свободное время 1 На подготовку заданий по каким предметам вы тратите больше всего времени? а) математика или физика 7 б) биология или география 0 в) русский язык или литература или история 1 г) иностранный язык 7
Cлайд 21
Как контролируют родители вашу учебу? а) проверяют тетради и дневник каждый день 4 б) проверяют тетради и дневник один раз в неделю (месяц) 10 в) узнают об оценках на родительском собрании 1 Кто помогает вам выполнять домашнее задание? а) делаю самостоятельно 7 б) родители 3 в) знакомые 2 г) одноклассники 1 д) списываю у одноклассников 2 Причины, по которым вы не выполняете домашнее задание а) не знаю как выполнять 5 б) нет условий 0 в) лень 7 г) не хватает времени 3
Cлайд 22
Гистограмма анкеты 1
Cлайд 23
Анкета 2 № Вид деятельности Ежедневно Несколько раз в неделю Очень редко или никогда 9 А 9 А 9 А 1 Читаю газеты, журналы, книги, художественную литературу 4 6 5 2 Смотрю телевизор 10 4 1 3 Хожу в кино, в театр, на концерты 0 4 11 4 Хожу домой к друзьям 8 7 0 5 Хожу в гости к родным 3 7 5 6 Играю в игры на компьютере в игры 13 2 0 7 Занимаюсь самообразованием с помощью компьютера 4 8 3 8 Занимаюсь общественной работой 1 3 11 9 Занимаюсь спортом 3 5 7 10 Занимаюсь дома любимым делом 2 4 9 11 Занимаюсь в кружках 2 4 9 12 Люблю что-нибудь изготавливать своими руками 2 2 11 13 Ухаживаю за животными 12 3 0 14 Помогаю родителям 8 7 0 15 Провожу время без всякой цели 5 9 1 16 Всё свободное время учу уроки 1 3 11 17 Гуляю на улице с друзьями 12 3 0 18 Люблю спать днем 5 2 8 19 Вечером ложусь спать поздно 14 1 0 20 Работаю 0 0 1
Cлайд 24
Гистограмма анкеты 2
Cлайд 25
Построить гистограмму Класс Кол-во оценок Количество полученных оценок всеми учащимися «5» «4» «3» «2» шт. шт. шт. шт. 1 четверть 357 37 97 193 30 2 четверть 558 184 224 143 7
Cлайд 26
1 полугодие Среднее арифметическое (средняя оценка класса) равно 3,39. ( 5*37 + 4*97 + 3*193 +2*30 ) / 357 = 3,39 Мода равна 3. Наибольшее количество оценок – это «3». Размах равен 3. Наивысшая оценка – «5», самая низкая оценка – «2». Находим разность между ними: 5 – 2 = 3. Медиана равна 3. Число оценок – нечетное, поэтому 357/2=178,5. На номере 179 стоит оценка «3», являющаяся медианой. 5,…,5,4,…,4,3,…,3,…,3,2,…2.
Cлайд 27
Что вы сегодня научились делать? Как определить среднее арифметическое, медиану, моду и размах ряда? Как сэкономить время при вычислении статистических характеристик? Какие выводы вы сделали при решении?