Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека. «Всемирная хартия о природе», принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)
Cлайд 2
Проверка домашнего задания: дайте ответ на предложенный вопрос Чем живое отличается от неживого? Какими свойствами обладают живые организмы? Что является основой строения любого организма ? Наука, изучающая клетку? Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка? Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?
Cлайд 3
Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 6,8 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. чел больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. чел. Фредди Меркьюри солист группы Queen Умер 24 ноября 1991 года, от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа.
Cлайд 4
Тема урока: Вирусы – неклеточная форма жизни
Cлайд 5
Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Cлайд 6
В 1852 году русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью. История изучения вирусов
Cлайд 7
В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей История изучения вирусов
Cлайд 8
Вирусология – наука о вирусах
Cлайд 9
Работа в группах Первая группа - «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции». Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".
Cлайд 10
Ви рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки. Понятие о вирусах
Cлайд 11
Строение вируса Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий Нуклеиновая Кислота (ДНК РНК) Белковая оболочка - капсид
Cлайд 12
Состав вирусов Химические вещества. ДНК РНК Белки Углеводы Липиды
Cлайд 13
Этапы жизненного цикла вируса Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование. 3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. 5. Выход множества вирусов из клетки. 6. При этом клетка либо погибает, либо остается жива.
Многообразие вирусов Болезни животных: Ящур Инфекционная анемия лошадей Чума свиней, птиц Грипп свиней, птиц Ящур коров Вирусная болезнь плотоядных животных (болезнь Карре) Чума плотоядных животных
Cлайд 16
корь Многообразие вирусов Болезни человека: свинка грипп оспа некоторые онкологические (опухолевые) болезни желтая лихорадка бешенство полиомиелит энцефалит СПИД бородавки герпес Ребенок, больной оспой Человек, больной герпесом Вирус гриппа увеличен в 300 раз Вирус папилломы человека
Cлайд 17
Многообразие вирусов СПИД – болезнь 21 века! Возбудителем которой является ВИЧ! Вирусные частицы атакуют здоровые лимфоциты ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) Вирус который атакует иммунную систему человека и делает организм уязвимым для вирусов и бактерий СПИД (Синдром Приобретенного Иммунодефицита) Состояние, когда Иммунная система человека ослаблена и не может сопротивляться различным болезням
Cлайд 18
Способы передачи вирусов Капельная инфекция Переносчик Контагиозная передача (при непосредственном физическом контакте).
Cлайд 19
Безопасно Опасно! Очень опасно!!! Укус комара Прокалывание ушей Множественные половые связи Пользование общественным туалетом Нанесение татуировки Переливание крови Поцелуй в щеку Пользование чужой зубной щеткой Уход за больным СПИДом Укус постельного клопа Плавание в бассейне Объятия с больнымСПИДом
Cлайд 20
Многообразие вирусов Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов
Cлайд 21
Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных. Значение вирусов
Cлайд 22
Вирусы - это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри её.
Cлайд 23
Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Мельчайшие живые организмы Устроены очень просто Не имеют клеточного строения Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют. Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу Вирусы не растут и не имеют обмена вещееств Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток Находятся на границе живого и неживого Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток Легко приспосабливаются к новым условиям Мутируют Большинство вызывает болезни Могут долгое время находиться в скрытой форме
Cлайд 24
Cлайд 25
б) самостоятельно, вне клеток хозяина
Cлайд 26
? Наука, изучающая вирусы называется - б) эпидемиология в) вирусология
Cлайд 27
? Синтез вирусного белка осуществляется а) на собственных рибосомах вируса б) на рибосомах клетки-хозяина
Cлайд 28
И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: - Сегодня я узнал … Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы …
Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека. «Всемирная хартия о природе», принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)