Код презентации скопируйте его
 Переходные и непереходные глаголы Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
    
    Переходные и непереходные глаголы Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
 Цель Знать: критерий переходности-непереходности глаголов;               Уметь: различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи; развивать речь учащихся.
    
    Цель Знать: критерий переходности-непереходности глаголов;               Уметь: различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи; развивать речь учащихся.
 Поэтическая пятиминутка Поэт! В плену своих возвышенных идей              Не игнорируй прозу средней школы.             Чтобы глаголом жечь сердца людей             Необходимо твёрдо знать глаголы.
    
    Поэтическая пятиминутка Поэт! В плену своих возвышенных идей              Не игнорируй прозу средней школы.             Чтобы глаголом жечь сердца людей             Необходимо твёрдо знать глаголы.
 Повторим изученное -Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему? -Назовите глаголы особого спряжения? -Почему их отнесли в разряд особых?
    
    Повторим изученное -Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему? -Назовите глаголы особого спряжения? -Почему их отнесли в разряд особых?
 Понаблюдаем вместе! Его нет дома, пошёл гулять собаку. Няня гуляет ребёнка только по будним дням. - Возможно ли таким образом построить данные высказывания? -  Какие слова «режут» слух? - Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов? - Как исправить эти ошибки? В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к  говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы
    
    Понаблюдаем вместе! Его нет дома, пошёл гулять собаку. Няня гуляет ребёнка только по будним дням. - Возможно ли таким образом построить данные высказывания? -  Какие слова «режут» слух? - Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов? - Как исправить эти ошибки? В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к  говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы
 Понаблюдаем вместе! - Таким образом построить данные высказывания нельзя. - Глаголы «гулять», «гуляет». - Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже  без предлога. - Поставить существительное при глаголе в нужном падеже. Его нет дома, пошёл гулять с собакой. Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.
    
    Понаблюдаем вместе! - Таким образом построить данные высказывания нельзя. - Глаголы «гулять», «гуляет». - Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже  без предлога. - Поставить существительное при глаголе в нужном падеже. Его нет дома, пошёл гулять с собакой. Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.
 Познакомьтесь с правилом Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.  Все остальные глаголы являются непереходными.  Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:  брал (что?) книгу (в.п.),           встречать (кого?) его (в.п.)
    
    Познакомьтесь с правилом Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными.  Все остальные глаголы являются непереходными.  Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:  брал (что?) книгу (в.п.),           встречать (кого?) его (в.п.) 
 Познакомьтесь с правилом При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже:    1) при отрицании:  не купил (чего?) хлеба (р.п.),   не выпить (чего?) молока (р.п.);    2) при указании на часть предмета:  отрезал (чего?) сыру (р.п.),             нарвать (чего?) цветов (р.п.)
    
    Познакомьтесь с правилом При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже:    1) при отрицании:  не купил (чего?) хлеба (р.п.),   не выпить (чего?) молока (р.п.);    2) при указании на часть предмета:  отрезал (чего?) сыру (р.п.),             нарвать (чего?) цветов (р.п.) 
 Понаблюдаем вместе! Запишите слова ОБЛИВАТЬ, СМОТРЕТЬ, СТУЧАТЬ, добавляя к ним суффикс -ся. Вспомните, как называются глаголы с суффиксом –ся? В чём особенность возвратных глаголов? Действие возвращается на предмет, который его производит. Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет. Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.
    
    Понаблюдаем вместе! Запишите слова ОБЛИВАТЬ, СМОТРЕТЬ, СТУЧАТЬ, добавляя к ним суффикс -ся. Вспомните, как называются глаголы с суффиксом –ся? В чём особенность возвратных глаголов? Действие возвращается на предмет, который его производит. Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет. Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.
 Сделаем вывод Когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются возвратные глаголы. Они всегда непереходные! Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.
    
    Сделаем вывод Когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются возвратные глаголы. Они всегда непереходные! Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.
 Распределительный диктант Распределить глаголы на 2 группы. Образец: озарить(что?) душу(В.п, перех.) Переходные Непереходные озарить душу нервничать по пустякам околдовать слушателей заразиться гриппом не помнить себя(отриц.) подойти к двери запросить сто рублей увлекаться спортом углубить знания служить Отечеству рассказать сказку бороться за мир
    
    Распределительный диктант Распределить глаголы на 2 группы. Образец: озарить(что?) душу(В.п, перех.) Переходные Непереходные озарить душу нервничать по пустякам околдовать слушателей заразиться гриппом не помнить себя(отриц.) подойти к двери запросить сто рублей увлекаться спортом углубить знания служить Отечеству рассказать сказку бороться за мир
 Практические задания Задание 1 Выберите переходные глаголы Сидеть, командовать, почистить, удерживать,  вспомнить, сделать, лежать, прийти, определить.  Задание 2 Выберите непереходные глаголы Поздравлять бабушку, бегать по стадиону, болеть  гриппом, чувствовать обиду, прыгать на батуте, придумать головоломку, напевать песню,  гордится успехом, заниматься музыкой, вышивать узор.
    
    Практические задания Задание 1 Выберите переходные глаголы Сидеть, командовать, почистить, удерживать,  вспомнить, сделать, лежать, прийти, определить.  Задание 2 Выберите непереходные глаголы Поздравлять бабушку, бегать по стадиону, болеть  гриппом, чувствовать обиду, прыгать на батуте, придумать головоломку, напевать песню,  гордится успехом, заниматься музыкой, вышивать узор.
 Практические задания Задание 3 Выберите из предложений переходные глаголы 1. Сидел я за столом в комнате. Синичка принимает  снежинки за мошкару.  2. Трещат кузнечики  в тихом вечернем воздухе. 3. Тишину нарушает лишь звонкая трель жаворонка 4. За морем заря погасает, сливается с синею далью.  5. Фее платье подвенечное дал колокольчик полевой. 6. Только гудение пчел нарушало безмолвие.  7. Может, гномы строят царские хоромы?
    
    Практические задания Задание 3 Выберите из предложений переходные глаголы 1. Сидел я за столом в комнате. Синичка принимает  снежинки за мошкару.  2. Трещат кузнечики  в тихом вечернем воздухе. 3. Тишину нарушает лишь звонкая трель жаворонка 4. За морем заря погасает, сливается с синею далью.  5. Фее платье подвенечное дал колокольчик полевой. 6. Только гудение пчел нарушало безмолвие.  7. Может, гномы строят царские хоромы? 
 Практические задания Задание 4 Выберите из предложений непереходные глаголы 1. С давних времен полюс притягивал к себе  отважных и дерзких путешественников.  2. В 1886году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым.  3. Закат тяжело пылает на кронах деревьев.  4. Невдалеке я увидел ветхую избушку.  5. Пестрые суслики выползали из своих нор. 6. Грузчики и носильщики доставляют багаж  на пароход.
    
    Практические задания Задание 4 Выберите из предложений непереходные глаголы 1. С давних времен полюс притягивал к себе  отважных и дерзких путешественников.  2. В 1886году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым.  3. Закат тяжело пылает на кронах деревьев.  4. Невдалеке я увидел ветхую избушку.  5. Пестрые суслики выползали из своих нор. 6. Грузчики и носильщики доставляют багаж  на пароход.