Переходные и непереходные глаголы Тренировочные упражнения
Cлайд 2
Переходные глаголы Глагол + сущ. в винительном падеже без предлога Глагол + числительное в винительном падеже без предлога Глагол + местоимение в винительном падеже без предлога
Cлайд 3
Дополнение (существительное или местоимение) может стоят при переходном глаголе в родительном падеже: 1) при отрицании 2) при указании на часть предмета
Cлайд 4
Глаголы с суффиксом -СЯ(СЬ) являются возвратными. Глаголы с суффиксом –СЯ(СЬ) обычно непереходные
Cлайд 5
Укажите переходные глаголы Не участвовал в экспедиции Не увидел ошибки Не построили жилищ Не присутствовал на собрании Создавал произведение Ненастье не прекращалось Ребенку нездоровилось Не было препятствий Не преследовал неприятеля Не чувствовал неприязни
Cлайд 6
Укажите переходные глаголы Видеть волка, бояться волка, отрезать хлеб, есть без хлеба, узнать у товарища, встретить товарища, побаиваться соперника, встретить соперника, выиграть у соперника, знать правила, не знать правил, придерживаться правил, хотеть воды, попить воды, насобирать грибов, не любить грибов, не заметить гриба, любить грибы, прочитать про грибы, измерить глубину, остерегаться глубины, нырнуть в глубину.
Cлайд 7
У И.Бунина часто можно встретить написание глаголов через дефис.
Cлайд 8
Второй глагол как бы дорисовывает, уточняет картину, делая ее более яркой, образной. Он как бы подчеркивает одновременность двух действий.
Cлайд 9
Это один из приемов Бунина, который помогал ему, по словам А.Твардовского,об-ходиться малым числом слов для достижения наибольшей выразительности . Определи переходность глаголов.
Cлайд 10
Что шумит-звенит зарею? (о ковыле в степи) Что шумит-звенит зарею?
Cлайд 11
И бегут-змеятся волны быстрой, гибкой полосой. И бегут-змеятся волны быстрой, гибкой полосой.
Cлайд 12
Заливается-стонет ветер, гнет в поле одинокую березку.