Учимся спрягать глаголы Лоретц Анна Васильевна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ №17», г. Краснотурьинск, Свердловская облавсть
Cлайд 2
Тема урока: «Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения» Цели и задачи: Знакомство с понятием «спряжение» глаголов, типы спряжения. Обобщение языкового материала в правило. Развитие общеучебных умений: - нахождение и объяснение изученных орфограмм; - синтаксический разбор предложения; Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Cлайд 3
Оборудование: распечатка объявления с ошибками, рисунок «Львёнок и Черепаха», магнитофонная запись песенки из мультфильма, «Как Львёнок и Черепаха пели песенку», индивидуально – раздаточный материал, мультимедийное приложение «Как Львенок и Черепаха научили детей спрягать глаголы»
Cлайд 4
Что мы знаем о глаголе? Продолжи фразы: Глагол – это часть речи, которая обозначает_______ и отвечает на вопросы________. В предложении глагол чаще всего является ________. Неопределенная форма глагола – это____________. Вопросы неопределенной формы:_____________. Глаголы изменяются по ________ и________. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы__________________. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы____________________. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы __________ и изменяются по _______ и ________.
Объявление Начинается запись в кружок знатоков русского языка. Львёнок и Черепаха.
Cлайд 7
Синтаксический разбор предложения Составить из слов предложения, изменив форму прошедшего времени глагола на форму настоящего времени.
Cлайд 8
Наступает весенняя пора пробуждения жизни в природе.
Cлайд 9
Cлайд 10
Прочитайте предложения, найдите в них глаголы, определите число и лицо этих глаголов. Я пою ( _ ч., _ л.) веселую песенку: «Я на солнышке лежу (_ ч., _ л.)». 2. «Почему ты лежишь (_ ч., _ л.) и поёшь (_ч., _ л.) с открытыми глазами?» 3. Львёнок тоже поёт (_ ч., _ л.) песню Большой Черепахи: «Рядом Львёночек лежит (_ч ., _ л.)». 4. Мы весело поём (_ ч., _ л.) и лежим (_ ч, _ л.) на солнышке. 5. И вы лежите (_ ч., _ л.) спокойно на горячем песке и поёте (_ ч., _ л.) песенку Черепахи. 6. Львёнок и Черепаха вместе поют (_ ч., _ л.) и лежат (_ ч., _ л.) на солнышке.
Cлайд 11
Я пою (ед.ч., 1 л.) веселую песенку: «Я на солнышке лежу (ед. ч., 1 л.)». 2. «Почему ты лежишь (ед. ч.,2 л.) и поёшь (ед.ч.,2 л.) с открытыми глазами?» 3. Львёнок тоже поёт (ед. ч., 3 л.) песню Большой Черепахи: «Рядом Львёночек лежит (ед.ч ., 3 л.)». 4. Мы весело поём (мн.ч., 1 л.) и лежим (мн.ч, _ л.) на солнышке. 5. И вы лежите (мн. ч., 2 л.) спокойно на горячем песке и поёте (мн. ч., 2 л.) песенку Черепахи. 6. Львёнок и Черепаха вместе поют (мн.ч., 1 л )и лежат (мн. ч., 3 л.) на солнышке.
Cлайд 12
Заполните таблицу. Сделайте вывод. Единственное лицо 1 л. Я пою лежу 2 л. ТЫ 3 л. ОН(а) Множественное лицо 1 л. МЫ 2 л. ВЫ 3 л. ОНИ
Cлайд 13
Единственное лицо 1 л. Я пою лежу 2 л. ТЫ поешь лежишь 3 л. ОН(а) поет лежит Множественное лицо 1 л. МЫ поем лежим 2 л. ВЫ поете лежите 3 л. ОНИ поют лежат
Cлайд 14
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Глаголы бывают I и II спряжения. Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний.