Орфографический диктант (с самопроверкой) Отобразить, оберегать, преградить, приобрести, расставаться, разбирать, сбросить, сшить. 0 ошибок- 5 1-2 ошибки- 4 3-4 ошибки- 3 5 и более ошибок- 2
Cлайд 3
«Что мы знаем о глаголе» ( блиц- опрос со взаимопроверкой) что делать? что сделать? действие предмета неопределенная форма спряжение время, лицо, число, род сказуемое 0 ошибок- 5 1-2 ошибки- 4 3-4 ошибки- 3 5 и более ошибок- 2
Cлайд 4
Вспоминаем то, что знаем Прочитайте названия морфологических признаков глагола. С какими из них вы уже знакомы, а какие являются новыми для вас? спряжение время число переходность непереходность лицо род спряжение время число переходность непереходность лицо род Сформулируйте тему урока и вопросы, на которые нужно получить ответ. Переходные и непереходные глаголы Что такое переходность/непереходность, как это определить, к какой группе признаков они относятся?
Cлайд 5
Определяем проблему урока Прочитайте текст упражнения 544. Выпишите сказуемые и дополнения. Уплотнил его, сделал выход, устелил сиденье, начать беседу, схватил лапник, собрал его, собрал в веник, затушил пожар, пережгло кору. Графически покажите связь между словами. сделал вывод х кого? что? В. п. Сформулируйте проблему урока, опираясь на названные в теме признаки. Переходными или непереходными являются глаголы, имеющие при себе дополнение в В.п.?
Cлайд 6
Открываем новые знания Распределите глаголы в группы: а) требуют прямого дополнения; б) не могут иметь прямого дополнения. Уселся, видела, прочту, стоял, сочинил, бороться, прыгает, не знали. Проверьте себя видела прочту сочинил не знали уселся стоял бороться прыгает Прочитайте текст в рамке учебника (с. 128) и определите, в какой группе глаголы переходные, в какой – непереходные. переходные непереходные
Cлайд 7
Разработайте алгоритм определения переходности/ непереходности глаголов. Проверьте себя 1. Найдите глагол в предложении. 2. Установите, возможно ли дополнение при нем. 3. Определите падеж (поставьте вопрос кого? что?). 4. Установите, есть ли предлог. есть непереходный глагол нет переходный глагол нет непереходный глагол да В.п. (Р=В) Любой другой, кроме В.п. непереходный глагол
Cлайд 8
Определительная работа Назовите номера, где есть ошибки в определении переходности/ непереходности глаголов. 1. Постучались в дверь (непереходный) 2. Открыл дверь (переходный) 3. Спросил их (непереходный) 4. Поверил им (переходный) 5. Отвечают мне (непереходный) Проверьте себя 1. Постучались в дверь (непереходный) 2. Открыл дверь (переходный) 3. Спросил их (непереходный) 4. Поверил им (переходный) 5. Отвечают мне (непереходный) 3, 4
Cлайд 9
Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте переходные и непереходные глаголы. Исследовать (что?); разглядывать(что?); расспрашивать (у кого?); обнаруживать(с чем?); помогать (кому?); стоять (на чём?); руководить (чем?); не чувствовать (чего?) Слова для справок: окрестности, находки, жители, с удивлением, археологи, курган, раскопки, усталость. Проверьте себя исследовать (перех.)окрестности; разглядывать (перех.)находки; расспрашивать(неперех.)жителей; обнаруживать (неперех.)с удивлением; помогать (неперех.) археологам; стоять (непрех.) на кургане; руководить (неперех.) раскопками; не чувствовать (перех.) усталости.
Cлайд 10
Рефлексия Какую цель ставили на уроке? Какого результата достигли? Остались ли невыясненные вопросы? Чему научились на уроке? Что показалось самым трудным? а интересным? Домашнее задание. 1 п.66, правило- учить 2. о/к – запомнить 3.упр.540