X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Формирование орфографической зоркости младших школьников

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Формирование орфографической зоркости младших школьников

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
Сабанова Елена Владимировна МОУ средняя школа № 2 г. Лысково «Формирование ор... Сабанова Елена Владимировна МОУ средняя школа № 2 г. Лысково «Формирование орфографической зоркости младших школьников»
Cлайд 2
Орфографическая грамотность-это составная часть общей языковой культуры, зало... Орфографическая грамотность-это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи- это одежда мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.
Cлайд 3
Актуальность Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обуча... Актуальность Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования орфографической зоркости, то есть умения видеть орфограмму в слове. Эту проблему можно решить, используя определенные упражнения. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознание орфограммы. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что учителя, обучая детей грамотному письму, сталкиваются с проблемой формирования орфографической зоркости, то есть умения видеть орфограмму в слове.
Cлайд 4
Цель: Определение дидактических условий, способствующих формированию орфограф... Цель: Определение дидактических условий, способствующих формированию орфографической зоркости младших школьников.
Cлайд 5
Задачи: Выявить сущность исследуемого понятия Выделить условия формирования о... Задачи: Выявить сущность исследуемого понятия Выделить условия формирования орфографической зоркости Проанализировать программы и учебники русского языка для начальных классов с целью выявления соответствия между содержанием учебника и целью исследования Составить подборку упражнений для развития грамотного письма. Ввести в практику наиболее эффективные способы формирования навыков грамотного письма.
Cлайд 6
Вечная проблема орфографической зоркости Замочек? Замочик? Вечная проблема орфографической зоркости Замочек? Замочик?
Cлайд 7
Причины орфографических ошибок Неумение ученика контролировать себя во время ... Причины орфографических ошибок Неумение ученика контролировать себя во время письма. Неумение применять приобретённые знания. Недостаточное развитие фонематического слуха. Небольшой объём словарного запаса и, как следствие, трудности в подборе проверочных слов Дефекты речи, неустойчивое внимание, недостаточное развитие оперативной памяти, быстрая утомляемость и т.д.
Cлайд 8
Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является ор... Сущность орфографической зоркости Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании . Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма
Cлайд 9
Почему нужна специальная работа над орфографической зоркостью? Она нужна пото... Почему нужна специальная работа над орфографической зоркостью? Она нужна потому, что «орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (выражение Г.Г. Граник и др.) места – одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже зная правила, естественно, не обращаются к ним и пишут наугад, часто неверно.
Cлайд 10
База: МБОУ СОШ №2 г. Лысково 21 ученик «Г» класса, обучающихся по программе С... База: МБОУ СОШ №2 г. Лысково 21 ученик «Г» класса, обучающихся по программе Соловейчик М.С.
Cлайд 11
Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости: акти... Психические процессы, влияющие на формирование орфографической зоркости: активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ; логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации; зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Cлайд 12
Программы начальной школы Развивающая система Л. В. Занкова Обновленная тради... Программы начальной школы Развивающая система Л. В. Занкова Обновленная традиционная программа «Начальная школа 21 века» под. ред. Н. Ф. Виноградовой УМК «Гармония»
Cлайд 13
В программе под редакцией Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» формир... В программе под редакцией Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века» формирование умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через: осознанный подход систему упражнений самоконтроль ученика Как устроен наш язык Правописание. Развитие речи. Блочный подход -
Cлайд 14
В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамот... В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через: Принцип переслаивания большой объем теоретического материала активизацию мыслительной и познавательной деятельности и создание творческих способностей большой объем словарного материала обучение правописанию на грамматической основе
Cлайд 15
В учебно-методическом комплекте «Гармония» цель формирования умений и навыков... В учебно-методическом комплекте «Гармония» цель формирования умений и навыков грамотного письма и безошибочного письма реализуется через Осознанный подход Систему упражнений, выполняемых на слух и при зрительном восприятии Самоконтроль ученика Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места в слове
Cлайд 16
В развивающей системе Л. В. Занкова- морфологический подход В обновленных тра... В развивающей системе Л. В. Занкова- морфологический подход В обновленных традиционных программах «Начальная школа 21 века» и УМК «Гармония »- фонемный подход Выводы
Cлайд 17
Общие положительные моменты для формирования орфографической зоркости в прогр... Общие положительные моменты для формирования орфографической зоркости в программах начальной школы Осознанное отношение к слову. Фонематический слух. Умение ставить ударение и обнаруживать безударные гласные. Представления об орфограмме. Упражнения для выработки орфографической зоркости. Письмо с пропусками. Специально организованное списывание. Работа над ошибками. Графические и цифровые обозначения орфограмм. Диагностика орфографической зоркости.
Cлайд 18
Когда можно начинать формирование орфографической зоркости? Только после того... Когда можно начинать формирование орфографической зоркости? Только после того, как у детей уже начал проявляться фонетический слух, когда накопился определенный опыт восприятия не только звучащего, но и написанного слова, когда сложилось отчетливое разграничение понятий «звук» и «буква».
Cлайд 19
Почему работу важно начинать в период обучения грамоте? 1. Именно в данный пе... Почему работу важно начинать в период обучения грамоте? 1. Именно в данный период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к трудностям, то в дальнейшем восполнить пробел, наверстывать будет сложнее. 2. Важно, чтобы школьники сначала узнали об «опасных» при письме местах, научились их находить в словах, приучились ставить перед собой орфографические вопросы, а уж потом приступили к знакомству с орфографическими правилами как способами нахождения ответа на них.
Cлайд 20
Главным направлением орфографической работы в 1 классе стало знакомство с при... Главным направлением орфографической работы в 1 классе стало знакомство с признаками самой распространенной группы орфограмм русского языка и начало формирования орфографической зоркости учащихся.
Cлайд 21
Составной частью орфографической работы на этапе букваря является изучение не... Составной частью орфографической работы на этапе букваря является изучение нескольких орфографических правил: - оформление границ предложений; - раздельное написание слов; - большая буква в именах и фамилиях, в кличках животных и других собственных именах; - правописание ударных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; - правила переноса.
Cлайд 22
Условия формирования орфографической зоркости На самых ранних этапах обучения... Условия формирования орфографической зоркости На самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также развитие у них всего комплекса фонетических умений. Познакомить с признаками наиболее частотных орфограмм. Систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения постепенно усложняя условия, в которых решается орфографическая задача.
Cлайд 23
Cлайд 24
Формирование фонетических умений (виды упражнений) ♦ Соотнесение слова и схем... Формирование фонетических умений (виды упражнений) ♦ Соотнесение слова и схемы ♦ Выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова ♦ Исправление ошибок в составленных фонетических моделях. ♦ Узнавание «рисующих» звуков Задание требует: на слух воспринять отрывок и воспроизвести его в виде слоговой модели.
Cлайд 25
Упражнения при восприятии материала на слух 1. Определение, есть ли «опасные ... Упражнения при восприятии материала на слух 1. Определение, есть ли «опасные места» в произнесенном слове; если есть – сколько, гласные или согласные. 2. Фонетико-орфографический разбор: составление звуковой схемы слова и обозначение в ней тех мест, которые при письме станут «опасными».
Cлайд 26
Технология проведения диктанта. 1. Я читаю (орфоэпически) предложение, а дети... Технология проведения диктанта. 1. Я читаю (орфоэпически) предложение, а дети слушают его, чтобы запомнить. 2. Дети записывают его схематически (черточками), подчеркивают «опасные места», требующие применения известных правил (о раздельном написании слов, о большой букве). 3. Диктуют себе снова и записывают каждое слово предложения слоговыми дугами. Если встречаются предлоги в, с, к, которые не составляют слога, дугу не чертят.
Cлайд 27
Технология проведения диктанта. 4. Учащиеся еще раз произносят по схеме каждо... Технология проведения диктанта. 4. Учащиеся еще раз произносят по схеме каждое слово, чтобы поставить ударение; отмечают «опасные места». 5. Я читаю предложение еще раз – орфоэпически с элементами орфографического проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука. Дети, слушая и следя по модели, в этих местах вписывают в дугу нужную букву.
Cлайд 28
Технология проведения диктанта. 6. Под орфографическую самодиктовку первоклас... Технология проведения диктанта. 6. Под орфографическую самодиктовку первоклассники записывают предложение и отмечают «опасные места». При этом они уже знают: там, где я читала «как говорим», они пишут буквы в соответствии со звуками, в других случаях у них уже есть буква-подсказка. 7. Под мое чтение учащиеся проверяют, читая по слогам и помогая себе карандашом.
Cлайд 29
Упражнения при зрительном восприятии материала 1. Нахождение «опасных мест» н... Упражнения при зрительном восприятии материала 1. Нахождение «опасных мест» на страницах букваря, прописи, на доске, карточке и т.д., их обозначение. 2. Два вида чтения печатного слова: «как написано» и «как говорим», т.е. орфографическое и орфоэпическое (с предварительным обозначением орфограмм и без него); наблюдение за сходством и различием написания и произношения. 3. Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных, но очень важных операций.
Cлайд 30
Основные операции 1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомни... Основные операции 1. Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить 2. Отмечаем «опасные места». 3. Читаем еще раз вслух так, как написано. 4. Повторяем, как было написано (не глядя на запись). 5. Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места». 6. Открываем и проверяем: читаем по слогам – все ли звуки обозначены; сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы.
Cлайд 31
Cлайд 32
Осознанные орфографические действия предполагают: а) обнаруживание орфограмм;... Осознанные орфографические действия предполагают: а) обнаруживание орфограмм; б) определение их разновидности и решение вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользоваться; в) применение правила, если оно известно; г) самопроверку написанного.
Cлайд 33
Центральным направлением работы во 2 классе является обучение орфографии. Центральным направлением работы во 2 классе является обучение орфографии.
Cлайд 34
Обучение орфографии во 2 классе. 1. Орфографические темы сгруппированы в два ... Обучение орфографии во 2 классе. 1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» - изучается сразу после повторения 1 четверти, а второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»- охватывает всю 3 четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.
Cлайд 35
2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уто... 2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем. 3. На этом же этапе вводится особый вид письма – «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают.
Cлайд 36
4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач созн... 4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен (3 четверть) – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
Cлайд 37
5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями 1)... 5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями 1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе. . 2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: КАК искать проверочные слова
Cлайд 38
Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понят... Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание.
Cлайд 39
Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции. В начал... Орфографическая зоркость – это умение видеть фонему в слабой позиции. В начальной школе прослеживается позиционный принцип русской орфографии (написание большинства орфограмм зависит впрямую от морфемы, в которой они встречаются). Морфема — это самая маленькая значимая часть слова. Самая главная морфема — это корень, несущий основной смысл слова. Остальные морфемы, несущие “смыслиночки”, — приставка, суффикс, окончание — называются аффиксами.
Cлайд 40
Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова ... Выбирая правильное написание, пишущий должен установить, в какой части слова находится орфограмма. Если орфограмма в корне – ищет проверочное слово. Написания приставок и суффиксов запоминаются. Написание окончаний зависит от правила проверки данной части речи.
Cлайд 41
Cлайд 42
Виды упражнений, используемые для развития орфографической зоркости Комментир... Виды упражнений, используемые для развития орфографической зоркости Комментированное письмо Письмо с проговариванием Письмо с пропуском орфограмм. Какографические упражнения. Письмо по памяти. Работа с группой предложений по системе Федоренко. Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) Сигнальные карточки (круг- сигнал) Перфокарты. Предупредительный, объяснительный, зрительный диктанты, письмо по памяти. Выборочный диктант, выборочное списывание Взаимосвязь звуко - буквенного анализа, разбора по составу с орфографическим разбором. Диктант «Проверь себя». Подготовка заданий на изученное правило для товарища. Взаимоконтроль по процессу при работе в парах. Анализ заданий и текста упражнений Корректировка письма.
Cлайд 43
Cлайд 44
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный п... Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания. Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. Развивать фонематический слух. Прививать интерес к чтению. Развивать словарный запас детей. ВЫВОД
Cлайд 45
Повышение эффективности орфографической работы за счет последовательного форм... Повышение эффективности орфографической работы за счет последовательного формирования у учащихся орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.
Cлайд 46
Литература Львов, М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, - ... Литература Львов, М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, - 1990 Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 кл.: Кн. Для учителя – М.: Дрофа - 2001. Передовой педагогический опыт: творчество учителей начальных классов – Барнаул: АКИПКРО - 1994. Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка // Начальная школа №6, 1991.
Скачать эту презентацию
Наверх