Презентация на тему
Интеграция деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально-компетентного ребенка посредством проектной деятельности
МДОУ ДСКВ №15 г. Ейска МО Ейский район Интеграция деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка посредством проектной деятельности Автор проекта: педагог-психолог Сергеева М.В.
Cлайд 2
Проблемы взаимопонимания между детским садом и семьей
Cлайд 3
Анализ семейной ситуации Положительные факторы Отрицательные факторы Тесное взаимоотношение воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей – дошкольников (так как развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат); Каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния, которое способствует социально – нравственному развитию. Взаимодействие членов родительской семьи, модели поведения влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, что проецируется в их будущей жизни и в семье. Неблагоприятный психологический климат семьи: проявление жестокости к детям со стороны родителей; пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми. Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии.
Cлайд 4
Анализ ситуации дошкольного учреждения Положительные факторы Отрицательные факторы Непрерывное обучение для сохранения уровня компетентности педагога; Возможность родителям самостоятельно решать жизненные задачи; Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира; Преемственность работы ДОУ и воспитание в семье; Работа с родителями в ДОУ позволяет улучшить воспитание на всех этапах становления материнства; По результатам социологического опроса ДОУ 62% родителей хотели бы видеть к себе отношение уважительное, доброжелательное. «как к коллегам». К педагогам приходят семьи с запущенными ситуациями, накапливая проблемы («так жили родители и прародители, и ничего, выжили»); Обучать взрослых (родителей) порой гораздо сложнее, нежели детей, поэтому степень компетентности педагога должна быть на должном уровне; Современная необходимость людей в заработке денежных ресурсов приводит к выплескиванию своих внутренних эмоций на семье (чаще всего на детях), таким образом, ребенок попадает в ситуацию зависимости от настроения своего родителя, что сказывается на его психическом развитии; Возможность столкнуться с низкой компетентностью родительского (материнского, в частности) поведения; Между ребенком складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзавышинные отношения, эмоционально отвергающие, жесткоагрессивные и др.; Новый подход на принципах андрогогики (наука об образовании взрослых) является для коллектива стрессовым фактором, так как на это требуется время для перестройки и адаптации.
Cлайд 5
Концепция проекта
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Целепологание Цель проекта: выявление образовательных потребностей родителей, повышение уровня их педагогической культуры, установление контакта с членами семей для согласования воспитательных воздействий на ребенка Задачи проекта: Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьей. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада посредством реализации семейной проектной деятельности. Популяризировать деятельность ДОУ через дни открытых дверей, акции, проекты, трудовые десанты. Создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую социализации личности. Стимулировать потребность у участников к самореализации, самовыражения. Объединить усилия педагогов и родителей в вопросе социально-личностного развития детей. Гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.
Cлайд 9
Основные целевые группы, на которые направлен проект с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, совместной поисковой деятельности детей и родителей; с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад». с воспитателями через обучение взаимодействию с семьей, изучению позитивного опыта работы с родителями творческих педагогов ДОУ.
Cлайд 10
Участники проекта:
Cлайд 11
Ожидаемый результат
Cлайд 12
Механизм реализации проекта I этап. Подготовительный (август – сентябрь 2011г.) изучение понятий, касающихся темы проекта; подбор диагностического инструментария изучения уровня сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста, разработка анкет для родителей; разработка плана проектных мероприятий, направленных на формирование социальной компетентности дошкольников посредством совместной проектной деятельности детей и родителей; разработка рекомендаций, памятки для родителей; диагностика уровня сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста; изучение возможности участия родителей в совместной проектной деятельности, анкетирование; анализ полученных результатов, выводы.
Cлайд 13
Правило первое - информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах проектов ДОУ: - участие в детской проектной деятельности в рамках комплексно-тематического плана образовательной программы ДОУ; - социально-психологические проекты: адаптационный, готовности к школе, тренинговая группа по выходу из кризисных семейных ситуаций; - разработка семейных проектов: в рамках деятельности ДОУ или из опыта семейного воспитания и семейных традиций. II этап. Основной (октябрь 2011г. – май 2012г.)
Cлайд 14
Правило второе - добровольность и возможность выбора. При организации деятельности по реализации совместного проекта учитываются интересы и возможности родителей. Для этого им заранее предлагают варианты участия в проекте, проводится обучение и консультирование родителей. Правило третье - чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности, поэтому участие всех членов семьи в проектной деятельности поддерживается и поощряется.
Cлайд 15
Оценка рисков Осознание родителями понятия «проектная деятельность» 1.Проведение родительского собрания, консультаций. 2.Разработка памяток, рекомендаций для родителей по организации совместной проектной деятельности. Низкая активность родителей, их нежелание включиться в работу 1.Проведение презентаций проектов с обязательным чествованием всех участников проектной деятельности с целью повышения интереса к совместной работе. 2. Постоянное информирование детей и родителей о ходе проектов.
Cлайд 16
III этап. Заключительный (май 2012г.) диагностика уровня сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста; анкетирование родителей; обсуждение с родителями итогов работы, характера дальнейшей совместной работы. разработка системы проектных мероприятий, направленных на формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи. разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности с дошкольниками. повышение уровня социальной компетентности дошкольников. вовлечение родителей в единое образовательное пространство детский сад – ребенок – семья, в процесс сотворчества.